« Чтение должно быть постоянным, чтобы душа не засохла » Герцен А. И. « Дом, в котором нет книг подобен телу, лишенному души » Цицерон
Результаты исследования «Программы международной оценки образовательных достижений учащихся» (PISA-2009) Приняли участие более 250 тыс. школьников и студентов из 41 страны, в том числе и из России. Страны-лидеры по грамотности: Китай, Корея, Финляндия, Япония. Грамотность чтения – способность понимать, применять и критически осмысливать текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе.
Любят читать : младшие школьники 43%, старшие 17%. Не любят читать : младшие школьники 8%, старшие 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся. Читают познавательную литературу 21%. Читают для самообразования 10%
чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка
Меняются мотивы чтения и в целом оно меняет свой характер : оно становится более функциональным и инструментальным, а также более прагматичным. чтение на досуге становится более легким, развлекательным, рассматривается как средство приятного отдыха ( например, чтение детективов и комиксов ); постепенно уходит « чтение для души » ( что особенно проявляется на падении интереса к классической литературе ); возрастание интереса к « экранной » культуре.
Развивается культура, которую называют « электронной » (« видеокультурой », « аудиовизуальной культурой »). представляет из себя « мозаику » разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов Не развивается привычка к сосредоточенному вниманию
Общие недостатки просмотра телепередач и видеофильмов : низкий уровень содержания теле - и видеопродукции, что порой является фактором воспитания дурного вкуса, вседозволенности и смещения нравственных ориентиров. воздействия зрительных образов неизбежно снижает самостоятельность, индивидуальность восприятия информации. не способствует развитию индивидуального воображения ребенка и его речи.
Чтение, как и любовь, это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании.
« Чтение » как форма проведения досуга в семье занимает весьма скромное место. Ребенок практически не вовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой. Часто причиной того, что младший школьник не имеет охоты и практики чтения, является отсутствие читательских традиций в семье. Но привить интерес к чтению можно лишь тогда, когда не только в школе, но и дома ребенок вовлекается в деятельность с книгами.
Семейное чтение является фактором духовного и эмоционального развития ребенка, потому что в такие минуты происходит тесный эмоциональный контакт, взрослый и ребенок вместе сопереживают героям книги, а ничто так не сплачивает семью, как совместные переживания.
Чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные « окна развития ».
До тех пор, пока эти « окна » открыты, названные способности могут развиваться. Например, « окно » для способности к чтению закрывается в 12–15 лет, а для речевого развития – в 9–10 лет. Без способности к чтению, невозможно развитие абстракции, творческих возможностей, умения принимать решения и учиться.
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Народные сказки Произведения русских писателей : Чуковский, Михалков, Маршак, Драгунский, Барто, Успенский, Чарушин, Сутеев, Зверев, Толстой, Александрова и др. Произведения зарубежных писателей : Киплинг, Лагерлеф, Линдгрен, Свифт, Милн, Андерсен, Перро и многие другие.
Читать ежедневно вслух не менее 15 минут, не допуская ошибок при чтении, пересказывая прочитанное. Пересказ – хорошее средство развития устной речи ребёнка
Конкурс читающих семей « Книжная мудрость – семейное богатство » Конкурс « Правила дорожные знать каждому положено »
Экскурсии в библиотеку Библиотечные уроки « Основы информационной и библиотечно - библиографической грамотности » Выставки рисунков « Читаем и рисуем »
Посвящение в читатели Участие в конкурсах и научных обществах учащихся районных и областных Библиотечные уроки – КВН по произведениям