Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст
Технология продуктивного чтения ( формирование правильного типа читательской деятельности) Учит: Умению вычитывать все виды текстовой информации( фактуальную, концептуальную, подтекстовую); Самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения, после чтения. Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.
Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации Фактуальная ( о чем в тексте сообщается в явном виде) Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы) Подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
Сравнительная характеристика традиционного и продуктивного чтения Традиционное чтениеПродуктивное чтение до чтения Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …» Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. во время чтения Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают «Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. после чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя Беседуем и уточняем позицию автора.
1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по: названию названию имени автора имени автора иллюстрациям (перед текстом) иллюстрациям (перед текстом) выделенным словам (просмотровое чтение) выделенным словам (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт - привлекая предшествующий читательский опыт мотивирование чтения
2-й этап. Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором -Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл) -Прогнозировать Ответы на эти вопросы -Проверять свои прогнозы, по ходу чтения интерпретация текста
3-й этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ? Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) Интеллектуальные – извлекать информацию из текста Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения Организационные – умение работать по плану (алгоритму)
Личностные результаты оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам Средство достижения –тексты произведений, вопросы и задания к ним, диалоги героев.
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Средство формирования регулятивных УУД – технология продуктивного чтения
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Средство формирования – тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средство формирования- технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке; заучивать наизусть небольшие стихотворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; различать рассказ и стихотворение.
Технология продуктивного чтения может использоваться в любой образовательной системе