Презентация на тему: « Троице-Сергиева лавра» Студентка факультета ДИВИ, 3 курс, заочное отд. Тюрикова Е.А. Москва, 2012 г.
Святой старец и лавра; Житие Сергия; Начало иноческой жизни; Сергий Радонежский и Дмитрий Донской; Победа при Куликовском сражении; Объединение Руси; Архитектура монастыря и историческое наследие.
Одному из удивительнейших людей нашего столетия писателю, философу, ученому и священнику Павлу Флоренскому принадлежат такие слова: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия».
Среди всех духовных сокровищ Русской земли как драгоценнейшие из драгоценных сияют Троице-Сергиева лавра, имя преподобного Сергия Радонежского и икона «Троица» Андрея Рублева.
Драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице-Сергиева лавра основана преподобным Сергием Радонежским около 1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны.
Родился преподобный Сергий в окрестностях Ростова Великого около 1314 года. При крещении мальчик был назван Варфоломеем. Семи лет его отдали в школу, где уже учились его старшие братья Стефан и Петр. Учение поначалу не давалось Варфоломею, и он подвергался постоянным наказаниям от учителей, упрекам родителей и насмешкам товарищей. Много раз мальчик в слезах тайно просил Бога послать ему способности к учению. И его молитва была услышана. Сергий Радонежский в школе. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
Однажды отец послал его в поле привести лошадей. Александр Харитонов. Сергий Радонежский
У стоящего в поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погруженного в молитву. Отрок подошел и молча дождался конца молитвы. М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
«Что тебе надобно, чадо?» спросил Варфоломея окончивший молитву старец. «Учусь грамоте, но не успеваю; помолись за меня Богу, отче, чтобы я мог выучиться грамоте». М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» эскиз
Старец помолился, дал Варфоломею кусочек просфоры в знак благодатной помощи Божией, пообещал, что в знании он превзойдет своих братьев и сверстников, и предсказал получение особых духовных даров в будущем.
Чудесным образом получив успех в учении, Варфоломей стал усердно читать священные книги. Преподобный Сергий в семье. Чтение. Сергей Ефошкин
Когда ему было 15 лет, его родители Кирилл и Мария переселились в село Радонеж, которое находилось недалеко от Москвы. Там они вскоре умерли, и Варфоломей решился по примеру святых подвижников уйти в пустынное место и посвятить свою жизнь молитве и служению Богу.
Юность преподобного Сергия Радонежского Нестеров М.В.
Вместе с братом Стефаном они углубились в глухой лес и построили там маленькую деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы. Росписи в Троице-Сергиевой лавре
Лес был настоящей пустыней, то есть пустым и безлюдным местом. Стефан не выдержал суровой жизни и, покинув брата, вскоре ушел в московский монастырь. Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского» Триптих
Н.К.Рерих « Сергий Радонежский»
Варфоломей же был пострижен в монахи с именем Сергий и остался жить в лесу в полном одиночестве. Более двух лет он жил совсем один, борясь со страхами и искушениями, с голодом и морозом, с усталостью и тоской.
Но вот один за другим стали приходить к преподобному Сергию люди сначала ради душевной беседы и совета, а потом нашлись желающие и жить близ него. Ефошкин Сергей Старец и послушник
Когда собралось 12 человек, тогда построили они келии и обитель обнесли оградой. Так начался Сергиев монастырь, которому суждено было стать знаменитой Троице-Сергиевой лаврой. Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Строительство обители
Митрополит Московский и всея Руси Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призвал к себе игумена Сергия и объявил, что намерен посвятить его в сан епископа, чтобы сделать своим преемником.
По своему глубокому смирению Сергий долго отказывался стать игуменом обители. Только после строгого указания епископа Сергий принял священнический сан и был поставлен игуменом созданного им монастыря. Старец со смирением отказался от высокого назначения. «Владыко святый! Если не хочешь прогнать нищету мою от твоей святыни, не говори о таком тяжелом бремени моему недостоинству». Роспись в Троице-Сергиевой лавре
Но, отказавшись от высокого сана, Сергий не отказался от забот и трудов на благо родной земли. Из летописей мы знаем, что он много содействовал умиротворению княжеских раздоров и укреплению верховной власти в руках одного князя московского, чтобы тем самым объединить и укрепить государство. Икона прп. Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры
Искреннюю любовь и уважение питал к преподобному Сергию князь Дмитрий Донской. Часто он обращался за советом к святому игумену, приезжал за благословением. Он пригласил Сергия быть крестным отцом своих детей. Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
Эрнест Лисснер «Троице-Сергиева Лавра» 1908г.
Герой Куликовской битвы князь Владимир Андреевич Храбрый был племянником Дмитрия Донского а также духовным сыном святого Сергия. Князь Владимир Храбрый. Москвитин Филипп
Известный русский историк Василий Осипович Ключевский называет Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа»: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».
Пантюхин Ю.П. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
Намеровский А. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг.
А.В. Городничев. Александр Пересвет
После Куликовской битвы продолжались раздоры между московским и рязанским князьями. Многих послов посылал великий князь Дмитрий Донской к рязанскому князю Олегу, чтобы заключить с ним мир, но суровый и гордый князь никого не хотел слушать и отказывался от подчинения московскому князю. Тогда в 1385 году отправился в Рязань смиренный Сергий. О чем долго беседовали князь и старец история умалчивает, но Никоновская летопись сообщает, что в результате этой беседы «князь Олег переменил свирепство свое на кротость и, утишась и укротясь, и умилясь сильно душою, устыдился он святого мужа, и взял с великим князем Дмитрием Иванычем вечный мир и любовь в род и род». Ефошкин С. Преподобный Сергий. По Руси.
После победы в Куликовском сражении и перемирия Олега Рязанского и Дмитрия Донского пройдет еще много лет, когда падет Золотая орда. Но эти события были важнейшими предпосылками объединения русского народа, чему и послужило учение Преподрбного Сергия Радонежского, его великая вера и чудо Живоначальной Троицы.
Почти Все Сооружения Троице-Сергиевой Лавры, были построены на протяжение с XV-XIX веках лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества. За столетия на территории Троице-Сергиева монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор ( ), поставленный на месте первого деревянного храма 14 века. Это исторический центр, вокруг которого происходило формирование монастырского ансамбля.
Главная святыня Лавры Троицкий собор белокаменный храм, построенный в 1422году. А также Никоновская церковь, построена в 1623году после канонизации преп. Никона – ученика Сергия Радонежского.
В Троицком храме почивают мощи Преподобного Сергия Радонежского.
У раки Преподобного Сергия. Каверзнев И.А.
Иван Грозный был при крещении положен в раку Святого Сергия. Здесь, в Троицком соборе, он был крещен. Это связало царя особыми узами с монастырем Святого Сергия. Успенский собор Троицкого монастыря сооружен по образцу московского Успенского собора. Его строительство велось двадцать шесть лет.
Храм был построен в 1476 году, следующий после Троицкого собора.
Колокольня на территории Троице-Сергиевой лавры строилась почти 30 лет с 1741 – 1768 года. Является самым высоким сооружением.
Так вот почему именно здесь, в Лавре, мы чувствуем себя дома более, чем в своем собственном доме. Ведь она, и в самом деле, воплотила в себе священнейшие воздыхания наших собственных глубин, но с таким совершенством и полнотой, с какими мы сами никогда не сумели бы их воплотить. Лавра это мы, более чем мы сами, это мы в наиболее родных и наиболее сокровенных недрах нашего собственного бытия. Вот почему мы несли и несем сюда не только задушевнейший трепет нашего сердца, но и все наше творчество, во всем его объеме, все наши культурные достижения и ценности: мы чувствуем в них какую-то неполноту, покуда не соотнесли их с сердцем русской культуры. Около Лавры, не в смысле стен, конечно, а в смысле средоточия культурной жизни, выкристаллизовывается культурное строительство русского народа. Павел Флоренский «Троице-Сергиева Лавра и Россия»