Открытый урок. «Решение задач по генетике». 9 класс. Окулова Валерия Ивановна. ГОУ СОШ 310 Москва 2011.
Задачи урока: проверить основные генетические понятия. научиться составлять цитологические схемы скрещивания, определять родительские гаметы, генотипы и фенотипы родителей и потомков. разъяснить по каким законам и принципам происходит наследование признаков. Биологический диктант!
Условные обозначения: P (perenta)- родительские особи. F (filie)- потомки, гибриды первого и второго поколения. - женский пол (знак Венеры) - мужской пол (знак Марса) АА, аа … - генотип цвет, форма, размер, и т. д. – фенотип х- знак скрещивания G- гаметы
Ответы к биологическому диктанту. Вариант I Б,Г,Е,З,А,Д,И,В,К Вариант II 1,7,8,9,3,5,2,4,6 Вариант III h,m,f,q,b,d,a,c,e h,m,f,q,b,d,a,c,e Вариант IV V,IX,VIII,II,III,IV,VII,I,VI «5»- нет или 1 ошибка «4»- 2 ошибки «3»- 3-4 ошибки «2»- 5 и более ошибок
План решения задач по генетике. Шаг 1. Записываем условие генетической задачи: родительские организмы (буквой p) женский, мужской потомство от скрещивания (гибриды) F обозначающие доминантный признак- заглавной буквой рецессивный- той же, но строчной буквой
Шаг 2. Решаем задачу: составляем цитологическую схему скрещивания родительских форм записываем виды гамет составляем решетку Пеннета для расчета возможных типов зигот у потомков (по горизонтали- женские гаметы, по вертикали- мужские)
Шаг 3. Объясняем решение задачи. Необходимо указать, по каким законам и принципам происходит наследование признаков. Шаг 4. Записываем ответ. Обязательно надо ответить на все вопросы, поставленные в задаче.
Пример оформления генетической задачи. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью. Однако матери обоих супругов имели нормальное зрение. Сколько типов гамет образуется у жены? Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье? Сколько фенотипов может быть у этих детей? Какова вероятность рождения ребенка с нормальным зрением в данной семье? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего дальнозоркостью?
1.Условие задачи: А- дальнозоркость а- нормальное зрение F1-? 2.Решение: P Aa x Aa Aa AAAAa a aa 3.Объяснение: в основе решения задачи лежит II закон Менделя. 4.Ответ: 1-2, 2-3, 3- 2 (дальнозоркость и норма), 4-1/4= 25%, 5- 3/4= 75%
Впишите в кружочки схемы генотипов организмов. Назовите тип скрещивания, сформулируйте закон, проявивший свое действие. Какой признак доминантен, какой рецессивен? P O x O карие глаза светлые глаза F1 O карие глаза Задача 1
Решение: P АА x аа А а F1 Аа Ответ: тип скрещивания: моногибридное, I закон Менделя- закон единообразия 1-го Поколения, карие глаза- доминантный, светлые глаза- рецессивный.
У родителей с нормальной пигментацией (доминантный признак) родился ребенок альбинос. Каковы генотипы родителей и детей? Задача 2 Условие: А- норма а- альбинизм P Aa x Aa A a AaG F1 aa
У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к Гену толстых губ. В семье у женщины тонки губы, а у мужчины толстые. У отца мужчины губы были тонкими. Сколько типов гамет образуется у женщины? а)2 б)4 в)1 г)3 Сколько типов гамет образуется у мужчины? А)1 б)2 в)3 г)4 Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами? А)20% б)0% в)75% г)50% Сколько разных генотипов может быть у детей? А)4 б)3 в)2 г)1 Сколько разных фенотипов может быть у детей? А)3 б)1 в)2 г)4 Задача 3 Ответ: в, б, г, в, в.
Блиц-опрос! Совокупность свойств внешних и внутренних признаков организма Скрещивание, при котором родители отличаются по одному признаку G-? «АА», «аа», «Аа»-? Р АА х аа Вероятность рождения ребенка с рецессивными признаками? Признак, при котором один подавляет действие другого. Как обозначается гетерозигота? Местоположение гена на участке ДНК