ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ : ЦЕЛИ, СТРАТЕГИЯ, РЕСУРСЫ Методист по работе с младшими менеджерами, кандидат педагогических наук Голубкова Татьяна Павловна
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать составляющей педагогической деятельности, интегрированный в общий процесс обучения и развития. (ФГОС)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ «КАРЬЕРА» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ (постановка задач воспитания и развития) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ (постановка задач воспитания и развития) УЧАЩИЕСЯ -мотивы и потребности -способности -отношения -интересы УЧАЩИЕСЯ -мотивы и потребности -способности -отношения -интересы ПЕДАГОГИ -педагогическое мастерство -компетенции -ценности -отношения ПЕДАГОГИ -педагогическое мастерство -компетенции -ценности -отношения КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОДПРОЕКТ «Становление гражданина» ПОДПРОЕКТ «Навстречу друг другу» ПОДПРОЕКТ «Изучаю, исследую, творю» ПОДПРОЕКТ «Путь к призванию» ПОДПРОЕКТ «О, спорт! Ты - жизнь!» ПОДПРОЕКТ «Остановись мгновенье! Ты – прекрасно!» ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, ОПЫТ, ОТНОШЕНИЯ) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, ОПЫТ, ОТНОШЕНИЯ) СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -диагностическая -учебно-познавательная -художественно-творческая -спортивно-оздоровительная -ценностно-ориентированная -методическая СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -диагностическая -учебно-познавательная -художественно-творческая -спортивно-оздоровительная -ценностно-ориентированная -методическая ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ -единство целей -сотрудничество -сотворчество -поддержка ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ -единство целей -сотрудничество -сотворчество -поддержка
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ 5-6 КЛАССЫ ОСНОВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД -Переориентация с детских норм поведения на взрослые -Опора на виды деятельности, способствующие самоутверждению (общественные, спортивные, художественно- эстетические и др.) -Развитие коммуникативной культуры 5-е классы - Формирование навыков саморегуляции, принятие норм и правил поведения и общения 6 «а» - Формирование навыков самоорганизации - Формирование ответственного поведения 6 «б» - Развитие способности понимать чувства, мотивы поведения и поступков других людей. - Формирование навыков сотрудничества и принятия групповых решений.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ 7-8 КЛАССЫ ОСНОВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД -Создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом её возможностей и потребностей.. 7 классы -Формирование навыков самоорганизации. -Формирование навыков сотрудничества и принятия групповых решений. 8 классы -Формирование навыков рефлексии -Формирование навыков самопрезентации. -Формирование навыка самоорганизации на основе самоконтроля, самооценки.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ 9-10 КЛАССЫ ОСНОВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД -Создание условий для социального самоопределения подростков -Развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений, преодоление нравственного максимализма. -Подготовка к профессиональному самоопределению -Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Задачи развития класса- родительское собрание (родители - эксперт - психолог - педагог-менеджер) Задачи развития класса- родительское собрание (родители - эксперт - психолог - педагог-менеджер) Индивидуальные задачи- беседы (родители – ученик – психолог - педагог-менеджер) Индивидуальные задачи- беседы (родители – ученик – психолог - педагог-менеджер) Задачи развития класса- классный час «Ключи к успеху» (ученики –эксперт - психолог - педагог-менеджер) Задачи развития класса- классный час «Ключи к успеху» (ученики –эксперт - психолог - педагог-менеджер) Индивидуальные задачи (ученик – психолог - педагог- менеджер) Индивидуальные задачи (ученик – психолог - педагог- менеджер) 3 ЭТАП ПРИНЯТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ 3 ЭТАП ПРИНЯТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИЕСЯ РОДИТЕЛИ Задачи развития класса- родительское собрание (родители - эксперт - психолог - педагог-менеджер) Задачи развития класса- родительское собрание (родители - эксперт - психолог - педагог-менеджер) Индивидуальные задачи- беседы (родители – ученик – психолог - педагог-менеджер) Индивидуальные задачи- беседы (родители – ученик – психолог - педагог-менеджер) Задачи развития класса- классный час «Ключи к успеху» (ученики –эксперт - психолог - педагог-менеджер) Задачи развития класса- классный час «Ключи к успеху» (ученики –эксперт - психолог - педагог-менеджер) Индивидуальные задачи (ученик – психолог - педагог- менеджер) Индивидуальные задачи (ученик – психолог - педагог- менеджер) 3 ЭТАП ПРИНЯТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ 3 ЭТАП ПРИНЯТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИЕСЯ РОДИТЕЛИ Задачи развития класса- родительское собрание (родители - эксперт - психолог - педагог-менеджер) Задачи развития класса- родительское собрание (родители - эксперт - психолог - педагог-менеджер) Индивидуальные задачи- беседы (родители – ученик – психолог - педагог-менеджер) Индивидуальные задачи- беседы (родители – ученик – психолог - педагог-менеджер) Задачи развития класса- классный час (ученики –эксперт - психолог - педагог-менеджер) Задачи развития класса- классный час (ученики –эксперт - психолог - педагог-менеджер) Индивидуальные задачи (ученик – психолог - педагог- менеджер) Индивидуальные задачи (ученик – психолог - педагог- менеджер) ПРИНЯТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИЕСЯ РОДИТЕЛИ
СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ (открытые мероприятия по реализации задач воспитания и развития) Дата проведения Предмет, педагогЗадача воспитания и развития Тема и форма проведения открытого мероприятия
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЫ Традиции Дополнительное образование Материальная база Методическое обеспечение Социальные связи Психолого-педагогическая поддержка
СПЕКТАКЛЬ СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО ОСВОЕНИЕ ( МИМИККА,ЖЕСТ,ТАНЕЦ, ДВИЖЕНИЕ) МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (ПЕНИЕ,ТАНЕЦ) НАЦИОНАЛЬНЫЙ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛОРИТ МАТЕРИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (КОСТЮМЫ, ДЕКОРАЦИИ) УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ УГЛУБЛЁННОЕ ЗНАКОМСТВО С ПИСАТЕЛЯМИ, КАК С АВТОРОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ СПЕКТАКЛЯ ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЖЕНРА ЧТЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО И ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА ИНТОНИРОВАНИЕ ПОИСК ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ ЭКСКУРСИИ (ПО МЕСТАМ, ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ СПЕКТАКЛЯ) УРОКИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ, ИСТОРИИ, СТРАНОВЕДЕНИЯ УРОКИ ФОЛЬКЛОРА УРОКИ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРОКИ ЖИВОПИСИ УРОКИ ИСТОРИИ МУЗЫКИ, ХОР УРОКИ ХОРЕОГРАФИИ
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ Метод проектов Модельный метод (игры, тренинги) Развитие диалогового мышления (дебаты, дискуссии) Практикумы Педагогическая мастерская Социальный проект Разновозрастные творческие и инициативные группы при подготовке коллективных дел
5 классы -Модельный метод (игры, тренинги) 6классы -Практикумы (цикл классных часов) -Социальный проект -Разновозрастные творческие и инициативные группы при подготовке коллективных дел 7 классы -Практикумы -Тренинговые занятия 8 классы -Модельный метод (игры, тренинги) -Педагогическая мастерская 9 классы -Развитие диалогового мышления (дебаты, дискуссии) -Модельный метод (игры, тренинги) 10 классы -Модельный метод (игры, тренинги) -Метод моно-проектов ОТКРЫТЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Мониторинг личностного развития учащихся на разных возрастных этапах Цель: отслеживание уровня сформированности конкретных умений и навыков на определенном возрастном этапе развития личности.
РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ Владение речью как составляющей общения. Умение ясно излагать свои мысли. Яркость, эмоциональная насыщенность речи. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ГРУППЕ Владение средствами взаимодействия и сотрудничества. Умение работать на групповую задачу. Организаторские способности. Умение разрешать конфликтные ситуации. Соблюдение общекультурных норм и правил общения и поведения. Нормативность поведения: удержание установленных правил.
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Сформированность социально- значимых качеств и способностей личности. Активность жизненной позиции. Готовность принимать на себя ответственность. Способность к эмпатии. Способность ориентироваться в социальной ситуации. Способность формулировать и отстаивать свою жизненную позицию. Доминирующая ценностная ориентация (мотивационный тип).