ДЕЛОВЫЕИГРЫДЕЛОВЫЕИГРЫ И БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИИ На примере игры «Алмазная Лихорадка» (свидетельство РАО 15745)
Использование нетренинговых и экономичных форматов обучения. Все больше возрастает интерес к новым форматам обучения. Тренинг перестает быть любимой формой обучения у заказчиков. Они активно пропагандируют преимущества нетренинговых форм обучения (в том числе электронного) для внутренних заказчиков и потребителей. В 2010 году не снизилась интенсивность обучения и программ развития для ключевых сотрудников организации. Наоборот, ценность этих процессов возрастает, т. к. даже в кризис удержание этих людей остается актуальным.
Новый, яркий формат обучения будет востребован на фоне потери интереса к прежним, известным форматам. Тренинг : Яркий формат обучения (Деловая игра):
Развитие нужных навыков и компетенций, их оценка. Каждая игра содержит уровневое описание конкретных поведенческих индикаторов для оцениваемых компетенций. Адаптация участников к изменяющимся условиям. Игра – оптимальный способ опробовать и испытать в «игровой» ситуации новые методы и технологии, которые уже на следующий день конкретный менеджер будет смело использовать в реальной практике Практическая отработка необходимых навыков. Это особенно ценно для сотрудников, которые часто проходили обучение. Им нужна отработка выборочных навыков, которая не сопровождается тратой времени на освоение уже известной им теоретической базы. Запоминающееся развлекательное мероприятие. Каждая игра и симуляция включает набор ярких атрибутов и элементов игры. Они позволяют максимально вовлечь участников в процесс обучения.
Сплочение участников команды. Ведь игра - это наилучшая возможность для формирования лояльности, проявления взаимовыручки, выработки единого корпоративного стиля поведения и проведения яркого, запоминающегося события! Обучение большого количества людей в сжатые сроки (от 2 часов до 1 дня). В отличие от стандартных форм обучения, игры и симуляции не ограничиваются количеством участников. При этом время может быть очень сжатым (до 2 часов). Экономия средств на обучение. Если брать средний показатель преуспевающего корпоративного университета по итогам международного исследования CorpU, то. бюджет на обучение составляет порядка 2% от фонда оплаты труда (ФОТа) в год. При стоимости участия в игре или симуляции от 5 т.р. до 10 т.р., игры составляют значительную конкуренцию известным форматам обучения.
Это могут быть группы от 5 до 100 человек. На каждые 20 человек необходим один ассистент. Целевая аудитория – то это менеджеры высшего и среднего звена. Основной критерий – это необходимость данным специалистам усовершенствовать определенные навыки. Перечень отрабатываемых навыков и методика будет приведена ниже.
I этап: «Вводная сессия» Продолжительность: 1 - 1,5 часа Ведущий-модератор «разогревает» аудиторию, ставит проблемы, определяет какой опыт получат участники в ходе игры. II этап: собственно «Игра» Продолжительность: 1,5 – 2 часа В увлекательной, игровой форме моделируется процесс, в котором участники получают собственный, уникальный опыт. III Этап: «Аналитическая сессия» Продолжительность: 1 – 1,5 часа Подводятся итоги, определяются задачи, показатели эффективности для дальнейшего развития каждого члена команды, исходя из полученного опыта деловой игры. Участники самостоятельно делают вывод: что и почему эффективнее применить в своей профессиональной деятельности.
Обучение через действие Дайте человеку рыбу, и Вы обеспечите его пищей на один день. Научите его ловить рыбу – и Вы обеспечите его пищей на всю жизнь.
Собственные выводы: Как это может быть полезно в реальной жизни! Абсолютная связь с реальными процессами Опыт и действие, применение Теория/ модели/ полезные советы, информация Осознание, осмысление, оценка полученного опыта Эксперименты с моделями/ пробы на тренажерах в защищенной обстановке Практическое обучение
Почему практическое обучение дает наилучшие результаты Потому что в первую очередь запоминаются знания, основанные на собственном практическом опыте!
1. Презентация захватывающего сценария игры, объединение участников в команды по 3-6 человек
2. Вводная информация и постановка задач каждой команде За ограниченное время решить поставленные задачи, исходя из предоставленной информации
3. Презентация плана действий каждой команды, подведение итогов игры и награждение победителей
Выделяется один из элементов игры Определяется, какие навыки отрабатывались в ходе выполнения этого элемента Анализируются критерии эффективности выполнения элемента Составляется план действий, определяется, что можно улучшить каждому участнику этап: Аналитическая сессия Методика проведения
Модель решения проблем Определите суть проблемы -Масштаб -Необходимые ресурсы -Избегайте стереотипов Представьте конечный результат Обсудите варианты -Исследуйте -Консультируйтесь -Оценивайте -Сравнивайте Анализируйте -Риски и последствия -Ресурсы -Возможность альтернатив -Запасных вариантов (план B) Выберите основной вариант(План А) Распределите ответственность Приступайте к выполнению Контролируйте этапы Корректируйте процесс оценивайте эффективность Отмечайте победы Основные этапы Тех, кто ведет к результату
Команды являются участниками захватывающей экспедиции за алмазами. Их задача – в короткий срок заработать самое большое количество денег от продажи драгоценных камней. Для этого есть все: и средства на покупку самого необходимого, и технология огранки, и покупатели, готовые за ограненные алмазы платить втридорога.… Но: где есть возможность сорвать «большой куш», там есть и препятствия. И от того, как будут оценены, просчитаны все альтернативные варианты, зависит какая команда выиграет!
Межличностное понимание и работа в команде Планирование Инновационность Решение проблем Сбор и анализ информации Стрессоустойчивость и энергичность Ориентированность на результат КОМПЕТЕНТНОСТИ ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ И ОЦЕНИВАЕМЫЕ В ИГРЕ
….