Об итогах Всероссийского совещания по вопросам федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Начальник управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений Валентик И.В.
Всероссийское совещание по вопросам федерального государственного лесного надзора 2 14 ноября 2012 года в г. Ростове-на-Дону было проведено всероссийское совещание по вопросам федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах В работе совещания приняли участие 150 человек, в том числе Заместитель Губернатора Ростовской области - министр сельского хозяйства и продовольствия Василенко Вячеслав Николаевич, от Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации Серга Сергей Валентинович (Начальник департамента по вопросам экономической и социальной политики аппарата полномочного представителя Президента РФ по ЮФО), представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МЧС России, МВД России, ФССП России, Минобороны России На пленарной части совещания с докладами выступили представители уполномоченных в области лесных отношений ведомств субъектов Российской Федерации. Кроме того, в пленарной части с докладом выступил заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО
Предварительные итоги осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в субъектах Российской Федерации 3 В регионах, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, на данный момент сложилась различная структура организации осуществления полномочий по федеральному государственному лесному надзору. При этом, согласно отчетности регионов, результаты по осуществлению указанных полномочий от типа структуры не зависят. Чаще всего повышение эффективности надзорной деятельности связано с внедрением ими эффективных моделей управления системой лесной охраны с использованием информационных технологий (Ростовская область и Республика Башкортостан). На основании предварительных итогов деятельности лесной охраны в 2012 году обратили внимание регионов на недостатки в их работе, при осуществлении федерального государственного лесного надзора, такие как: необходимость обеспечения максимально возможного количества плановых проверок, с учетом ограничений по периодичности, установленных 294-ФЗ усиление контроля за исполнением юридическими лицами и гражданами выданных им предписаний об устранении выявленных нарушений недоработка при применении норм КоАП РФ, предусмотренных статьями (уклонение от исполнения административного наказания) и 32.2 (исполнение постановления о наложении административного штрафа) и слабом взаимодействии с ФССП России низкий процент возмещения ущерба от лесных нарушений (за истекший период 2012 года ущерб составил 9,3 млрд руб., при этом возмещено ущерба на сумму лишь 152 млн руб., что составляет 1,6%)
Задачи на будущий период, касающиеся обеспечения повышения эффективности федерального государственного лесного надзора 4 Обеспечение численности инспекторского состава до такой, которая будет обеспечивать патрулирование контролируемой площади в соответствии с нормативами патрулирования лесов, утвержденными в этом году приказом Рослесхоза 240. Необходимость установления регионами способов и кратности маршрутных патрулирований лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), учитывая классы пожарной опасности, интенсивность использования лесов, дорожную сеть и т.д. Необходимость создания единой системы профессиональной подготовки государственных лесных инспекторов в России и обеспечении их социальной защищенности Задачи:
Обсуждение основных вопросов по проблемам при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и путей его совершенствования 5 Основные вопросы: Организация и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Ростовской области; Привлечение казачьих обществ к мероприятиям по охране и защите лесов; Особенности осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на территории Красноярского края; Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах. Межведомственное взаимодействие при выявлении виновников лесных пожаров в Новосибирской области; Опыт Республики Башкортостан по взаимодействию в вопросах пресечения незаконной заготовки и оборота древесины; Привлечение к административной ответственности за нарушение требований лесного законодательства в Свердловской области; Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах должностными лицами, являющимися государственными гражданскими служащими в Омской области; Принятие мер по взысканию административных штрафов при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в Республике Марий Эл; Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в Ханты-Мансийском автономном округе; Организация и осуществление патрулирования лесов на территории Вологодской области; Практика применения материалов ГИЛ при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в Архангельской области; Организация и осуществление патрулирования лесов при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных в области лесных отношений; Организация контроля за соблюдением требований лесного законодательства в защитных лесных насаждениях, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
Итоги совещания 6 По итогам совещания отметили следующее основные проблемные моменты, касающиеся осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) o Должностные лица государственных учреждений не являются государственными гражданскими служащими, и, следовательно, на них не распространяются права, обязанности, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: слабая мотивация работников государственных учреждений, не обладающих теми же правами и социальными гарантиями, что и государственные гражданские служащие, отсутствие запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы; o Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах и лесных насаждениях, расположенных на землях всех категорий: ни за одним органом исполнительной власти, не закреплены полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, поселений и других. в отношении лесных насаждений, произрастающих на площади около 1,5 млн. га не на землях лесного фонда (за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности) федеральный государственный лесной надзор в Российской Федерации не осуществляется; o Закрепление за уполномоченным федеральным органом государственной власти функций по осуществлению федерального государственного лесного надзора в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций: в регионах отсутствует система осуществления федерального государственного лесного надзора за подведомственными им организациями. В лучшем случае в рамках ведомственного надзора проверяется деятельность отдельных лесничеств. система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций на практике выпала из сферы лесного надзора.
Нужно ли повысить статус лесного инспектора до государственного гражданского служащего? Да, это повысит эффективность их работы Нет, это увеличит коррупционную составляющую Не знаю, мне все равно %
Необходима ли лесному инспектору служебная собака? ДаНетНе знаю %
Нужно ли лесному инспектору иметь огнестрельное оружие? ДаНетНе уверен %
Нужно ли привлекать общественные организации при осуществлении лесной охраны? Да, их помощь ощутима Нет, они только мешают Не знаю %
Что является основной причиной нарушений требований лесного законодательства? 1. Беспечное отношение граждан к природе 2. Недостаточно эффективная работа лесных инспекторов 3. Не знание законов населением 4. Не очень строгое наказание %
Насколько эффективно субъекты Российской Федерации осуществляют лесную охрану? 1.75%-100% 2.50%-75% 3.25%-50% 4.0%-25% %
Что необходимо для повышения эффективности профилактики и предупреждения лесонарушений ? 1.Распространение информационных материалов среди населения об ответственности за лесонарушения 2.Организация профилактических бесед и распространение информационных материалов в СМИ 3.Увеличение численности лесных инспекторов 4.Повышение ответственности за нарушения требований лесного законодательства %
Обеспечение социальной защиты должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах: 1.Повысит эффективность работы лесных инспекторов 2.Повысит престижность профессии 3.Ничего не изменит %
Нужно ли передать осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на федеральный уровень? ДаНетНе знаю %
Необходимо ли повысить ответственность лесных инспекторов за действие или бездействие при осуществлении своих полномочий? ДаНетНе знаю %
Известны ли случаи угроз или покушений на жизнь и имущество государственных лесных инспекторов, связанные с исполнением ими служебных обязанностей? ДаНетНе знаю %
18 Спасибо за внимание!