Программа рабочей встречи «РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ВМЕШАТЕЛЬСТВА ДЛЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЯ ПЛПЖ» В рамках проекта «ЗДОРОВЫЕ ЛЮДИ: УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ МОНИТОРИНГ И ДЕЙСТВИЯ» 11 декабря 2012, Санкт-Петербург Анна Скворцова координатор проекта
Цифры и факты: По данным ООН, Россия делит с Украиной 1-е место среди европейских стран по показателям смертности населения Разница средней продолжительности жизни мужчин и женщин в лет – одна из самых больших в мире, и находится на уровне стран третьего мира В вопросах здоровья мужчин Россия отстает даже от развивающихся стран (Эфиопия, Гамбия, Сомали) При этом уровень детской смертности в России почти не отличается от других стран Евросоюза Вопрос: Почему люди в России умирают так рано? Что с этим можно сделать? Как должно общество откликаться на проблему сверхсмертности?
Цифры и факты: Смертность от ПРЕДОТВРАТИМЫХ ПРИЧИН Нет быстрых способов Изменение отношения к жизни: хорошее здоровье = важнейший общественный ресурс Взаимосвязь между эффективной охраной здоровья и экономическим процветанием Пример: борьба со смертностью от травм Программа Здоровье 2020 – совместные действия всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия жителей
Контекст проекта «Здоровые люди»: Россия: 2011 год – начало 2-го этапа реализации Концепции демографической политики РФ до 2025 года: «снизить смертность населения по сравнению с 2006г. на треть». Основной акцент – на принятии более активных мер по снижению смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте Концепция «Здоровые города» - вступление Санкт- Петербурга в сеть (июнь 2012 г.) План социально-экономического развития Калининского района и Санкт-Петербурга в целом Новая концепция «Открытое правительство» – задача - привлечения населения и общественных организаций к разработке и мониторингу эффективности стратегического планирования в регионе
Цифры и факты: Опыт анализа ПЛПЖ в Финляндии с 2001 года показал, что: В населенных пунктах с неблагоприятной ситуацией по индексу ПЛПЖ мужчины умирали в среднем на 5 лет раньше, а женщины на 10 лет раньше, чем в муниципалитетах с хорошей статистической ситуацией Во многих населенных пунктах и сельских районах улучшение плохих показателей ПЛПЖ требует в основном мероприятий, не входящих в сферу здравоохранения Увеличение муниципальных расходов на социальную сферу и здравоохранение не всегда может обеспечить существенного снижения уровня преждевременной смертности Помимо традиционных рисков, связанных с образом жизни (курение и питание), такие явления, как одиночество и злоупотребление алкоголем, ухудшают ситуацию по уровню преждевременной смертности Неудовлетворительная работа сектора здравоохранения лишь в редких случаях оказалась единственной причиной высокого уровня смертности Гораздо чаще это такие причины, как несвоевременное обращение за медицинской помощью, либо несоблюдение инструкций по лечению
Примеры мер, принимаемых на муниципальном уровне в Финляндии для сокращения преждевременной смертности: НЕМЕДИЦИНСКИЕ МЕРЫ: Проектирование пешеходных мостиков или тоннелей под дорогами Велосипедные дорожки Обязательное использование шлемов и контроль за взрослыми велосипедистами и детьми, сотрудничество с полицией СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: Внедрение в системе первичного здравоохранения «раннего опознания и краткосрочного вмешательства в опасное злоупотребление алкоголем» (EIBI) – как один из критериев качества и результативности врачей общего профиля (терапевтов) Достижение удовлетворительного уровня давления крови – в качестве одного из критериев качества и результативности (первичное здравоохр.) Организация в подразделениях первичного здравоохранения низкопороговых служб интенсивного лечения алкогольной зависимости Реорганизация службы скорой помощи с целью скорейшего лечения пациентов с инсультом (не позднее 20 мин с момента вызова)
Примеры мер, принимаемых на муниципальном уровне в Финляндии для сокращения преждевременной смертности: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ, ТРАНСПОРТ: Реорганизация движения вблизи домов престарелых с целью предупреждения ДТП Сооружение оград для лосей вблизи дорог Программы реабилитации и трудоустройства лиц с хронической зависимостью от алкоголя (содействие их социализации, адаптации к регулярной социальной жизни и работе) Организация кружков (музыкальные занятия, хор, оркестр) для одиноких мужчин в сельской местности для предупреждения злоупотребления алкоголем и несчастных случаев Межведомственное сотрудничество в пресечении самогоноварения И так далее КАКИЕ ДОСТИГНУТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ?
НЕИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ МОЖНО ПРЕДУПРЕДИТЬ Профилактика, ориентированная на население, является наиболее экономически эффективной и доступной возможностью для значительного улучшения состояния общественного здоровья по показателям CCЗ (CVD). Существенные изменения определенных показателей среди населения могут произойти за удивительно короткое время ЧТО ДЕЛАТЬ=> КАК ДЕЛАТЬ Образ жизни, связанный с CCЗ имеет отношение и к другим основным неинфекционным заболеваниям и их предотвращению КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Проект профилактики сердечнососудистых заболеваний и укрепления здоровья, ориентированный на общество (население) Основные принципы: Межсекторный подход Включение общества (населения) Направленность на население, участие жителей Деятельность охватывает различные структуры - службы здравоохранения и другие социальные службы, сферу образования (школы), общественные организации, СМИ, а также сферу торговли (супермаркеты), пищевая промышленность, мероприятия на рабочих местах, сельское хозяйство и т.п.
Изменение показателей смертности с учетом возраста в Северной Карелии: мужчины в возрасте лет (на чел.) Ишемическая болезнь сердца Начало проекта «Северная Карелия» Расширение проекта до общенационального уровня Северная Карелия -85% Вся Финляндия – 80%
Увеличение средней продолжительности жизни населения Северной Карелии почти на 10 лет! Показатели на человек гг. 2006г. Динамика Все причины смертности % Все сердечнососудистые заболевания % Ишемическая болезнь сердца % Все онкологические заболевания % А что можем сделать мы?
Команда проекта Партнеры Технологический университет Лаппеенранта / Институт Северного измерения (ведущий партнер) Ассоциация Здоровых Городов Балтийского региона Центр развития некоммерческих организаций Таллиннский университет Университет Восточной Финляндии Ассоциированные партнеры Комитет по социальной политике Администрации Санкт-Петербурга, Отдел по вопросам демографии и гендерной политике Медицинский информационно-аналитический центр Санкт-Петербурга, подразделение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга Санкт-Петербургский государственный университет ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ Готовится: Администрация Калининского района С.-Петербурга Общий бюджет: (Вклад ЕС: ) Продолжительность: 1 февраля 2012 – 31 января 2014
Направления деятельности / Рабочие пакеты Деятельность в 2012г.: РП 1 Создание системы измерения ПГПЖ (Потенциальные Годы Потерянной Жизни) и анализ достигнутых результатов РП 2 Разработка стратегического плана интервенции Деятельность в 2013г.: РП 3 Реализация плана: Менеджмент изменений РП 4 Распространение опыта
Создание системы измерения ПГПЖ и анализ достигнутых результатов Ведущий партнер по РП 1: Университет Восточной Финляндии Результаты: 1) Модель надежного реестра смертей 2) Программа для расчета ПГПЖ 3) Система отчета о ПГПЖ 4) Анализ результатов и рекомендации
Разработка стратегического плана интервенции Ведущий партнер по РП 2: Ассоциация Здоровых Городов Региона Балтийского моря Ожидаемые результаты: 1) Стратегический план преодоления предотвратимой преждевременной заболеваемости и смертности 2) Принятие стратегического плана вмешательства, разработанном стейкхолдерами после достижения консенсуса 3) 1 семинар для стейкхолдеров (2012 г.)
Реализация плана: Менеджмент изменений Ведущий партнер по РП 3: Центр развития некоммерческих организаций Ожидаемые результаты: 1) Реализация мероприятий с целью достижения максимальной пользы для целевой аудитории 2) 6 информационно-консультационных встреч и 2 семинара (2013 г.) 3) Дополнительное мероприятие: учебная поездка в 3 муниципалитета Финляндии, которые используют в своей социальной политике расчеты ПГПЖ (февраль 2013 г.)
Распространение опыта ПГПЖ Ведущий партнер по РП 4: Ассоциация Здоровых Городов Региона Балтийского моря Ожидаемые результаты: 1) Информация о проекте и его результатах, распространение практики ПГПЖ в Российской Федерации и в регионе Северного Измерения 2) Публикация информационных материалов и буклетов 3) 1 семинар, 1 заключительная конференция
Контакты Катья Лахикайнен / Katja Lahikainen Руководитель проекта Технологический университет Лаппеенранта Моб Анна Скворцова Российский координатор проекта Центр развития некоммерческих организаций Моб.: Инна Ивановская Менеджер проекта Центр развития некоммерческих организаций Моб.: Тел/факс: +(7-812)