Современные социологические концепции игры Материалы к Научному четвергу г. Проф. Майорова-Щеглова С.Н.
американский социолог Дж. Мид, основоположник символического интеракционизма Рассматривает игру как главный фактор первичной социализации. Соответственно, он выделяет начальную стадию в развитии личности индивида, обозначенную им как стадия игры, на которой ребенок играет чужие роли (учитель, доктор, продавец), и соревновательную стадию, предполагающую адекватное исполнение ребенком своей собственной роли, а главное - развитие социальной способности оценивать себя глазами других. В итоге благодаря игре индивид начинает жить в одном мире с другими людьми.
Классическое осмысление форм игры в социальной жизни Г. Зиммеля Предложил концепцию общительности, в которой подчеркнул зависимость игры от лиц, между которыми она происходит, обеспечение расслабления, отвлечения с одной стороны и извлечение пользы путем распространения обаяния с другой.
Э. Берн Люди включаются в игровую деятельность по трем основным причинам. 1.«Сенсорный голод»: «Что бы ни говорили о стремлении человека избегать напряженных ситуаций, большинство живых организмов, включая человека, желает и ищет их». 2.Желание быть признанным, замеченным, что может быть достигнуто только с помощью других людей. 3.«Структурный голод», под которым он понимал стремление людей объединиться в организации. Тех, кто умеет структурировать свое время и деятельность, общество считает положительными, и наличие подобного опыта в будущем может привести к тому, что это будут наиболее востребованные и высокооплачиваемые члены.
И. Хейзинги Социальные игры (зрелища, музыка, маскарады, турниры) присущи только человеку. Игра олицетворяют собой свободную деятельность человека. Они не могут осуществляться «по принуждению». Игре свойственна страсть, то, что Хейзинга назвал «напряжением».
Новая социологическая парадигма играизации российского общества С.А. Кравченко 1) внедрение принципов игры, эвристических элементов в прагматические жизненные стратегии, что позволяет индивидам посредством саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли, адаптироваться к «обществу в действии», 2) новую, формирующуюся парадигму рациональности, характерную для современных условий неопределенности, распространения институциональных рисков; 3) фактор конструирования и поддержания виртуальной реальности неравновесного типа.
Отличия Игра – для детейИграизация как процесс, деятельность– для всех возрастов
Основные понятия концепции играизации Игровая симуляция деятельности Симулякр Политическая активность – политический активизм Виртуальное общение с властью симулякр Президента
Функции игры в современном обществе вид деятельности, связанной с престижем, повышением статуса; вхождение в новую роль; эффект интерактивности, неожиданности, азарт ожидания непредвиденных ситуаций; принятие решений в условиях неопределенности; использование нормативных правил в диапазоне своего понимания; демонстрация своих возможностей; преодоление сопротивления, приобретение роли победителя; оперативное выявление последствий принятых решений; контакты с партнерами.