Открытый урок С ЛОВОСОЧЕТАНИЕ. В ИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ 8 класс Учитель Халилбекова А.М.
ЦЕЛИ УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О СЛОВОСОЧЕТАНИИ КАК О СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ; РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАЗГРАНИЧИВАТЬ РАЗНЫЕ ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ГРАФИЧЕСКИ ИХ ОБОЗНАЧАТЬ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.РАЗВИТИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРОЧИТАТЬ ОТРЫВОК И ПОНЯТЬ, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там
2. ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА СОСТАВИТЬ И ЗАПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ С УКАЗАННЫМИ СЛОВАМИ 1-й ряд: КОРЕНЬ, КРЫЛО, ЖЕСТКИЙ; 2-й ряд: ФИГУРА, ПЛОЩАДЬ, МЕЛКИЙ; 3-й ряд: ЛИНИЯ, КОМАНДА, КРУТОЙ
3. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 3.1. ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОСОЧЕТАНИИ СОГЛАСОВАНИЕУПРАВЛЕНИЕПРИМЫКАНИЕ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО СОГЛАСУЕТСЯ С ГЛАВНЫМ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ: КРАСИВЫЙ ПРУД; КРАСИВОЕ ОЗЕРО; КРАСИВЫЕ МЕСТА ЗАВИСИМОЕ СЛОВО СТАВИТСЯ В ТОМ ПАДЕЖЕ, КОТОРОГО ТРЕБУЕТ ГЛАВНОЕ: ЧИТАЮТ КНИГУ, ОТДЫХАЛ В САНАТОРИИ; ВЕРА В ПОБЕДУ. ЗАВИСИМОЕ СЛОВО СВЯЗАНО С ГЛАВНЫМ ТОЛЬКО ПО СМЫСЛУ, Т.К. ПРИМЫКАЮТ НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА (НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, НАРЕЧИЯ, ИНФИНИТИВ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ): СТРИЖКА КАРЕ; ЧИТАЮ ВСЛУХ; УЧАСЬ ЧИТАТЬ; ЧИТАЮ СИДЯ
3.2. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ СЛОВОСОЧЕТАНИЕСТРОЕНИЕГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖЕЛТЫЙ ЛИСТПРИЛАГ. + СУЩ. ПРЕДМЕТ И ЕГО ПРИЗНАК СОБРАТЬ ЛИСТЬЯГЛАГ. + СУЩ. ДЕЙСТВИЕ И ПРЕДМЕТ, НА КОТОРОЕ ОНО НАПРАВЛЕНО ПРИЕХАТЬ РАНОГЛАГ. + НАРЕЧИЕ ДЕЙСТВИЕ И ЕГО ПРИЗНАК
4. РАБОТА ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП I группа. Представляет материал по теме «Словосочетание» Задание 1 Работа с текстом Первый месяц очень похож (?) на хитро...о рыже...о лиса. (Не)слышно крадет(?)ся он по земле, ловко прячет(?)ся среди веток деревьев. А потом вдруг все вокруг порыже...ет, словно на каждом кустике ра...сядут(?)ся огн...ые звери. I вариант находит и выписывает словосочетания, связанные способом согласования II вариант - управления III вариант- примыкания
4.1. ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других. I вариантII вариант 1. на вершинах гор 2. карабкались по склону 3. тихо падают 1. разбросал листья 2. к дремучему лесу 3. брызги дождя 1. мохнатые облака 2. быстро несутся 3. в густую чащу 1. шуршат под ногами 2. тихо перешептываются 3. выехать утром
4.2. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ). А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов. (по вариантам) Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.
5. РАБОТА 2 «ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ» УЧАЩИХСЯ II группа. Учащиеся излагают материал о грамматической основе предложений, о предложениях, различающихся по строению грамматической основы. Задание 2 Из данных предложений выписать грамматические основы, определить тип предложения по строению основы. Осень. Отправляюсь на прогулку в лес. Тихо и торжественно в осеннем лесу. Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. Налетает сильный ветер и гонит по дороге желтые листья. Сижу под елкой на поляне и слушаю шорох листьев. Друг мой, поспеши в лес, не прогляди осеннюю сказку.
ИГРА «КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО» Составить предложения, произведя следующие действия: 1. Из предложения взять обстоятельство места, сделав его подлежащим: В капельках дождя отражались лучи солнца. 2. Существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное формой Р. п. Хорошо пробежаться утром по росе 3. Взять глагол, от которого образовано деепричастие, согласовать его с подлежащим и поставить в настоящее время. Блестя на солнце, снег лежит. 4. Существительное, выступающее в роли дополнения, поставить в П.п., употребив его с предлогом на Траву посеребрил ночной заморозок.
ИГРА «РЕДАКЦИЯ» Найдите ошибки в связи подлежащего и сказуемого. В деревне у бабушки я с ребятами часто бегали на речку купаться и загорать.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Сейчас пусть каждый из вас расскажет об осени. О такой, какой вы ее видите, чувствуете, слышите. Грамматическое задание: использовать изобразительно – выразительные средства языка; употребить предложения с разнообразным строением грамматической основы. Словарь Багряный (от слова «багръ» - красный цвет). Темы работ: 1. Осенняя зарисовка. 2. Обожаю это время года! Праздник золота и багреца. А. Барто