Некоторые словообразовательные нормы. Тип ошибкиПримерПравильный вариант 1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих в языке форм) Пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. Использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт 2. Искусственное, не предусмотренное литературной нормой образование слов и словоформ Преклонник, учтительный, отстабилизировать, писальщик, ежица и др. Поклонник, учтивый, стабилизировать, писатель, ежиха
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных окончания Р.п. мн.ч. существительных (нулевое) СлучаиПримеры 1. Названия большинства парных или состоящих из частей предметов Сапог, кед, чулок. НО: носков 2. Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р) Англичан, армян, болгар, грузин, турок, румын, осетин 3. Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям Полк гренадер, отряд партизан, рота солдат. НО: минёров, сапёров 4. Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн. числе Каникул, крестин, макарон, сумерек, шпрот 5. Некоторые существительные ж.р.Барж, кочерёг, розог, сплетен, цапель, басен, свадеб. 6.Большинство существительных среднего рода Зимовий, кушаний, ожерелий, селений
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных окончания Р.п. мн.ч. существительных (суффикс -ОВ) СлучаиПримеры 1. Некоторые названия единиц измерения Акров, гектаров +граммов, килограммов 2. Названия многих народовМонголов, креолов, калмыков, таджиков, финнов, узбеков, тунгусов 3. Некоторые сущ., употр. только во мн.ч. и отдельные названия парных и составных предметов Бронхов, дебатов, заморозков, кандалов, очистков 2. Большинство названий овощей и фруктов Апельсинов, абрикосов, бананов, помидоров. НО: гранат, яблок
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных Окончания Р.п. мн.ч. существительных (-ЕЙ) СлучаиПримеры 1. Некоторые существительные ж.р.Антресолей, гантелей, ведомостей, ладоней, постелей, саженей и др. 2.Некоторые сущ., не имеющие форм ед.ч. Граблей (и грабель), яслей, будней и др.
Ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имён прилагательных (степень сравнения прилагательных) Тип ошибкиПримерПравильный вариант 1.Образование ненормативных для лит. Языка или грамматически ошибочных форм простой сравнительной степени. Бойчее, звончее, богатее, красившее, длиньше и др. Бойче, звонче, богаче, красивее, длиннее 2.Образование ненормативных для лит. Языка или грамматически ошибочных форм простой сравнительной степени. Соленее, сиреневее и др. Такие формы не образуются. Можно: более соленый 3. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм Более сильнее, самый сильнейший и др. Более сильный, самый сильный, сильнейший
Ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имён прилагательных (кратка и полная формы прилагательных) Тип ошибкиПримерПравильный ответ 1. Употребление в качестве однородных членов предложения полной и краткой форм Дом красивый и весьма прочен. Книга новая и очень интересна. Дом красивый и весьма прочный. Книга новая и очень интересная.
Нормы сочетания числительных и существительными (собирательные числительные) СлучайНорма 1. С сущ. м.р. и общ. рода, называющими лиц Трое мальчиков, четверо сирот 2. С сущ. дети, ребята, люди, с сущ. лицо в значении человек. Двое детей, четверо незнакомых лиц 3. Числительное оба сочетаются с сущ. м.р. и ср.р., обе – с сущ. ж.р. Обе девочки, обе кошки, обе картины, оба солдата, оба окна
Употребление местоимений ПравилаПримеры 1. Для обозначения принадлежности 3-му лицу мн.ч. используется личное местоимение Р.п. в притяжательном значении ИХ. Их проблемы, их книги, их чувства НЕЛЬЗЯ: «ихние»!
Нормы сочетания числительных и существительными (количественные числительные) СлучайНорма 1. С сущ., обозначающими животныхТри медведя, четыре волка 2. С сущ. ж.р.Две подруги, пять дочерей 3. С неодушевлёнными существительными в косвенных падежах С двух саней, с тремя ножницами 4. С сущ., употребляющимися только во мн.ч. – начиная с пяти Пять ножниц, шесть суток, семь грабель 5. При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, с сущ., употребляющимися только во мн.ч., рекомендуется замена на синонимы в форме ед.ч. Или употребление слов «штука», «количество» НЕЛЬЗЯ: двадцать две сутки, двадцать двое ножниц, двадцать двое грабель. СЛЕДУЕТ: двадцать два дня, двадцать три штуки ножниц, куплены грабли в количестве тридцати четырёх
ЕГЭ. Задание А4 Морфологические нормы
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.С шестьюстами тетрадями 2.Ложите 3.Команда тренеров 4.Четверо медвежат
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.С шестьюстами тетрадями 2.Ложите 3.Команда тренеров 4.Четверо медвежат
Нет такой формы. Надо говорить КЛАДИТЕ.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Пара чулок 2.Приказ для офицеров 3.Более худший 4.Двое ребят
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Пара чулок 2.Приказ для офицеров 3.Более худший 4.Двое ребят
Смешение форм степеней сравнения: составной сравнительной – более плохой (образуется путем присоединения слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ к начальной форме) и простой превосходной – худший (образуется при помощи суффиксов –АЙШ, ЕЙШ, здесь –Ш )
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Обоих подруг 2.Подписали договоры 3.Пара сапог 4.По четыреста рублей
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Обоих подруг 2.Подписали договоры 3.Пара сапог 4.По четыреста рублей
Собирательное числительное ОБА (ОБЕ) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеет основу ОБО-, а в женском роде – ОБЕ- Правильно: обеих подруг
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Самое величайшее слово 2.Трое учеников 3.Обеих учениц 4.Пара ботинок
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Самое величайшее слово 2.Трое учеников 3.Обеих учениц 4.Пара ботинок
Смешение форм степеней сравнения: составной сравнительной – самый великий (образуется путем присоединения слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ, САМЫЙ к начальной форме) и простой превосходной – величайший (образуется при помощи суффиксов –АЙШ, ЕЙШ, здесь - айш )
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Самый твёрдый 2.Четверо ребят 3.Песни цыган 4.Банка помидор
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Самый твёрдый 2.Четверо ребят 3.Песни цыган 4.Банка помидор
Большинство названий овощей и фруктов имеют суффикс -ОВ-. Например, апельсинов, абрикосов, бананов, помидоров. НО: гранат, яблок
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Трое саней 2.Танцы молдаван 3.Пара носок 4.Наименее весёлый
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Трое саней 2.Танцы молдаван 3.Пара носок 4.Наименее весёлый
Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р) имеют нулевое окончание (англичан, армян, болгар, грузин, турок, румын, осетин)
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Ящик мандарин 2.Обычаи болгар 3.Нас двое 4.Около тысячи человек
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1.Ящик мандарин 2.Обычаи болгар 3.Нас двое 4.Около тысячи человек
Большинство названий овощей и фруктов имеют суффикс -ОВ-. Например, апельсинов, абрикосов, бананов, помидоров. НО: гранат, яблок