Агрессия - Мотивированное причинение физического, психического или материального ущерба другому человеку, группе лиц или самому себе.
Причины агрессии 1. Семейные: - жестокое обращение (насилие) - неуважение личности ребенка - чрезмерные контроль и опека или полное их отсутствие - эмоциональное неприятие ребенка родителями - разрыв эмоциональных отношений (развод родителей, рождение второго ребенка) - запрет физической активности
Причины агрессии 2. Личностные - высокий уровень тревожности, неуверенность в себе - эмоциональная лабильность - экстернальный локус-контроль, полезависимость - особенности темперамента и характера (возбудимость, мнительность, раздражительность) - алекситимия (неспособность высказать свои чувства)
Причины агрессии 3. Ситуативные - плохое самочувствие, переутомление - влияние продуктов питания - шум, духота, жара, теснота 4. Социально-психологические - мальчики более агрессивны, девочки более жестоки - подражание кумирам - влияние культуры и СМИ - разделение «Мы» - «Они»
Способы совладания с детской агрессией 1. Контроль собственных эмоций, демонстрация неагрессивного поведения и способов разрешения конфликтов. 2. Спокойное отношение в случае незначительной или оправданной агрессии
Способы совладания с детской агрессией 3. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности ребенка - обсуждение фактов шаг за шагом: что сделал, что сказал, к каким последствиям это привело) - принцип «Здесь и Теперь» – не вспоминать прошлые ошибки, не обобщать («Ты всегда так…», «Ну вот опять…», «Сколько раз…?») - обсуждение возможного конструктивного поведения
Способы совладания с детской агрессией 4. Установление обратной связи с ребенком - констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно») - констатирующий вопрос(«Ты злишься?») - раскрытие мотивов агрессии («Ты хочешь меня обидеть? Отстоять свою позицию?») - выражение своих собственных чувств («Мне не нравится…», «Мне обидно…») - апелляция к правилам («Мы с тобой договаривались…»)
Способы совладания с детской агрессией 5. Сохранение положительной репутации ребенка - отсутствие публичного осуждения - публичная минимизация вины ребенка («Ты плохо себя чувствуешь…», «Ты не хотел обидеть…», «Ты не знал как по- другому…») - в беседе наедине говорить об истинных мотивах («Ты был зол…», «Ты завидовал») - не требовать немедленного подчинения
6. Восстановления равновесия - понимание ребенком причин собственного агрессивного поведения - попытка исправить ситуацию (извинение, отработка ущерба) - овладение навыками конструктивного решения конфликтов - одобрение исправленного поведения со стороны родителей Способы совладания с детской агрессией