Слово « Арктика» произошло от древнегреческого слова «Арктос». Слово это имеет значение "медведь" и обозначает созвездие Большой Медведицы.
Арктика - один из последних самых обширных нетронутых регионов в мире, и её значение в сохранении биоразнообразия и генотипов значительно. Арктика дает 1/5 от водоснабжения Земли. Основное богатство Арктики - колоссальное количество неразработанных энергоресурсов (нефти и газа).
Для России арктический шельф одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Арктический регион России, самый развитой из всех арктических регионов, является огромным складом полезных ископаемых, в том числе месторождений никеля, меди, золота, урана, вольфрама и алмазов.
Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XIIXIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля. В конце XV в открыли острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий.
В первой половине XVI в. появилась 1-я карта бассейна Ледовитого океана. В результате Великой северной экспедиции ( ) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций. Беспосадочные перелёты Арктики экипажами Чкалова и Байдукова в 1937 г.
2 февраля 1904 года – 15 декабря 1938 года
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василеве, так раньше назывался город Чкаловск. После окончания Василевской пятиклассной школы поступил учиться в Череповецкое техническое училище, но из-за разрухи в стране училище закрылось.
В августе 1919 года Чкалов вступил в ряды Красной Армии, связал свою жизнь с авиацией, где прославился как искусный летчик-истребитель, выполняя сложные задания.
С 1930 года Чкалов – летчик-испытатель. Испытывая новые машины, он неоднократно проявлял героизм и находчивость. В мае 1935 года В.П.Чкалов был награжден орденом Ленина «…за исключительную смелость и мужество, проявленные при испытании истребителей И-15, И-16». Испытал более 70 типов самолётов, разработал ряд новых фигур высшего пилотажа (в т.ч. Входящий в штопор, замедленная «бочка»)
Будущий соратник Чкалова и его друг летчик Г.Байдуков так описывал один из его полетов на Ходынском поле: «Чкалов, спикировав с высоты, то заигрывал с землею, чуть не задевая ее крылом самолета в двойных и учетверенных, но эластично-мягких и точных переворотах через крыло, то ввинчивался вверх, восстанавливая высоту, где завершал подъем красивым иммельманом или удивительно неожиданным и необычным полетом вниз головой. По резвой веселости и чистоте этот полет Чкалова напоминал полеты стрижей в летнюю пору».
20-22 июля 1936г. экипаж в составе В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова совершает беспосадочный перелет по маршруту Москва – остров Удд (ныне о.Чкалова) в Охотском море. За этот перелет весь экипаж был удостоен высокого звания Героев Советского Союза, все трое были награждены Орденами Ленина.
Пройдет несколько минут, и наш самолет подымется в воздух и полетит по курсу: Москва- Петропавловск -на- Камчатке. Мы летим, полные бодрости, уверенности в победе. Мы будем пролетать над великой и необъятной Родиной нашей, в которой и жизнь хороша, и жить хорошо! Где бы мы ни были- над материком, Арктикой, морями- всегда и всюду мы будем чувствовать ласковую руку Родины, сынами которой мы являемся. Да здравствует наша великая Родина! До свидания, товарищи! До скорой и радостной встречи! Чкалов
«Делаем снимки. Величественная красота Земли Франца-Иосифа поразила нас. Почти физически ощущаешь безмолвие, величие Арктики».
После совершения перелёта в 1936 году на остров Удд и присвоения им звания Героев Советского Союза В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков продолжили работать каждый на своём месте.
18-20 июня 1937 года Валерий Павлович с экипажем того же состава совершили перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).
Протяжённость перелёта составила 8504 километра. Перелет длился 63 часа 16 мин. За этот перелет экипаж наградили орденами Красного Знамени
15 декабря 1938 года Валерий Павлович Чкалов погиб при испытании нового самолета – истребителя И-180. Место падения самолёта Чкалова на Ходыкинском поле в Москве
После гибели Валерия Павловича Чкалова при испытании истребителя И декабря 1938 года, Совет Народных Комиссаров принял постановление "Об увековечении памяти В.П. Чкалова". В домике, где родился и рос В.П. Чкалов, организовали музей, в котором сосредоточили все документы и материалы, относящиеся к жизни и деятельности В.П. Чкалова".