Основные направления государственной политики в сфере дополнительного образования детей в контексте новых ФГОС Волков В. Н. к. пед. н., доцент СПб АППО
Современные вызовы и дополнительное образование Система образования не успевает обновляться и отвечать на технологические и социальные изменения, на новые потребности семей. Предмет образовательной политики сегодня : совокупность ОУ и сфера социализации молодого поколения. Поддержка всех видов образования вне школы критически важна для психологического и социального развития детей, образовательных достижений. « Стратегия Группа 8 « Новая школа »»
2004, развитие приоритетов ДО создание механизмов адресной социальной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены Правительством РФ )
2010, развитие приоритетов ДО Направление 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2010 – развитие среды для выявления особо одарённых ребят и системы поддержки сформировавшихся талантливых детей ; поддержка педагогов, работающих с такими детьми НОИ «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации, указ 271 от
2011: Стратегия 2020 Проекты и программы развития Поддержка региональных программ модернизации сферы дополнительного образования и социализации, летнего отдыха и занятости, самоорганизации детей ( гранты и конкурсы инициатив в области научно - технического творчества, формирования позитивного социального опыта и межкультурного взаимодействия ). Поддержка муниципальных проектов развития образовательной и культурной среды для детей и молодежи ( эксплораториумы, детские городки, игровые площадки, социальные сети и т. д.).
2011: Стратегия 2020 Институциональные меры Субсидии для семей с низкими доходами на получение услуг дополнительного образования детей ( п.6). Учет показателей оценки эффективности деятельности органов власти индикаторов, характеризующих равенство доступа к качественному образованию, качество условий ( инфраструктуры ) для организации внешкольного образования, досуга и спорта для детей ( п.17)
ДО в системе общего образования РФ : ДО отражено в ФГОС II (программы внеурочной деятельности). Бесплатные программы ДО посещали 24% школьников (2010). В разные формы ДО включено 10,9 млн. детей (49,1% от численности детей 5-18 лет, 2011).
2012: Стратегия, концепция и программа Национальная стратегия действий в интересах детей на годы, указ Президента РФ 761 от Концепция общенациональн ой системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ ) Государственная программа «Развитие образования ( годы)» (проект, октябрь 2012)
Общие выводы Дополнительное образование - средство компенсации недостатков системы общего образования, улучшающее « стартовые возможности » выпускников ОУ. Форматы дополнительного образования детей : УДОД, внеклассная работа по ФГОС II, ОДОД в ОУ и платные образовательные программы. В х годах государство демонстрировало внимание к системе ДО, актуализируя необходимость развития системы во всех стратегических документах и новых ФГОС.