Семинар – практикум ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМ Методист ОБЖ Борсаков В. И. Тема : « ФГОС как система обязательных требований »
Вопросы семинара : Личностные характеристики выпускника школы ( портрет выпускника школы ); Основные приоритетные образовательные технологии в области безопасности жизнедеятельности, направленные на формирование личностных качеств учащихся общеобразовательной школы, определённых ФГОС ; Основное предназначение предмета « Основы безопасности жизнедеятельности » в среде образования Организационная схема по реализации формирования личностных качеств учащихся, определённых ФГОС, на уроках ОБЖ Психолого - педагогические технологии преподавания и контроль достигнутых результатов по ОБЖ
1. Личностные характеристики выпускника школы ( портрет выпускника школы ); В стандарте обозначено 9 позиций, характеризующих личностные качества выпускника школы, которые должны быть сформированы у него в процессе обучения.
Это – гражданин : 1. Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции ( народ – население страны ); 2. Осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества ( Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит ); 3. Креативный ( творческий, созидательный ) и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества ;
Это – гражданин : 4. Владеющий основами научных методов познания окружающего мира ; мотивированный на творчество и инновационную деятельность ; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно - исследовательскую, проектную и информационно - познавательную деятельность ; 5. Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством ; 6. Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать ;
Это – гражданин : 7. Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни ; 8. Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества ; 9. Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни
2. Основные приоритетные образовательные технологии в области БЖД, направленные на формирование личностных качеств учащихся общеобразовательной школы, определённых ФГОС. Основные приоритетные образовательные технологии в области безопасности жизнедеятельности, направленные на формирование личностных качеств учащихся общеобразовательной школы, определённых ФГОС и на обеспечение национальной безопасности РФ в современном мире :
Психолого - педагогические технологии по формированию у учащихся экологического мышления, понимания влияния социально - экономических процессов на состояние природной и социальной среды обитания человека, и культуры безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической среды в местах проживания ; Психолого - педагогические технологии по формированию у учащихся духовно - нравственных принципов взаимоотношения полов, способствующих осознанию традиционных ценностей семьи, готовности к созданию благополучной семьи в современных условиях и обеспечению демографической безопасности государства ; Психолого - педагогические технологии по формированию у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения уровня их духовного, физического и социального благополучия, а также для обеспечения здорового долголетия граждан Российской Федерации ;
Психолого - педагогические технологии по формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для повышения их уровня защищённости от внешних и внутренних угроз в повседневной жизни и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера ; Психолого - педагогические технологии, способствующие формированию у учащихся мотивации, индивидуальных качеств и готовности по выполнению Конституционного долга по защите Отечества.
вывод : « Предмет Основы безопасности жизнедеятельности является по содержанию и по технологиям его реализации ключевым ( метапредметом ) в области формирования личностных качеств выпускника школы, определённых ФГОС ».
3. Основное предназначение предмета « Основы безопасности жизнедеятельности » в среде образования Понятие безопасности Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. ( Закон РФ « О безопасности »).
Общие понятия о здоровье. По уставу Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ), здоровье это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Благополучие – Спокойное течение жизни, не нарушаемое несчастиями, неудачами ( толковый словарь Ушакова ), т. е. спокойное и счастливое состояние. Счастье - как чувство и состояние полного высшего удовлетворения ( Толковый словарь русского языка. Автор С. И. Ожегов ). Таким образом – здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является главной составляющей его жизненно важных интересов и представляет собой три благополучия : духовное, физическое и социальное.
Духовное благополучие. Духовное благополучие достигается в процессе образования : - путём увеличения активного запаса слов и понятий при расширении познаний об объективной действительности мира ; - путём осознания своих обязанностей, прав и свобод ; - путём поиска путей по минимизации отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства и сохранения человека как вида на Земле от самоуничтожения.
Духовное благополучие обеспечивается : формированием экологического мышления и внутренней потребности в сохранении окружающей природной среды ; формированием духовно - нравственных принципов взаимоотношения полов и внутренней потребности в создании благополучной семьи ; формированием индивидуальной системы ЗОЖ и внутренней потребности норм ЗОЖ ; формированием современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора ; формированием личностных качеств гражданина РФ, необходимых для осознания выполнения им конституционного долга по защите Отечества.
Физическое благополучие. Физическое благополучие человека зависит от врождённых особенностей его организма и от качеств, которые он приобретает в процессе жизнедеятельности.
Физическое благополучие обеспечивается : - двигательной активностью в повседневной жизни ; - регулярными занятиями физической культурой и спортом ; - активными видами отдыха ; - закаливанием организма ; - рациональным питанием ; - гармоничным сочетанием умственного и физического труда ; - полноценным отдыхом и профилактикой переутомления ; - негативным отношением к курению и употреблению алкоголя и наркотиков.
Социальное благополучие. Социальное благополучие характеризуется : - способностью человека, оставаясь собой, жить в обществе, соблюдая нормы и правила, принятые в нём в данное время ; - способностью человека адаптироваться в условиях жизнедеятельности общества и максимально реализовать свои духовные и физические возможности, быть успешным в жизни и востребованным в обществе ;
Вывод. Основное предназначение основ безопасности жизни способствовать формированию у учащихся здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления индивидуального здоровья человека в процессе жизнедеятельности в реальной среде обитания, а также минимизации отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
4. Организационная схема по реализации формирования личностных качеств учащихся, определённых ФГОС, на уроках ОБЖ Организационную схему по реализации формирования личностных качеств учащихся, определённых ФГОС, на уроках ОБЖ можно представить в следующем виде : РАО ( МОН ) – Издательство – Учитель – - Ученик.
Издательство - осуществляет подготовку методической основы по ОБЖ на научно - теоретическом уровне, достигнутом в стране в настоящее время ( Конституция РФ, Федеральные законы, другие нормативно - правовые акты РФ в области безопасности ); - обеспечивает рецензирование учебной литературы в РАН и РАО ; - разрабатывает информационно - методическое сопровождение УМК ( учебные книги, справочники, рабочие программы, поурочное планирование, комплекты плакатов и т. д.).
Учитель ( главная фигура по формированию личностных качеств учащегося ): - вносит соответствующие коррективы в содержание рабочей программы по ОБЖ, учитывающие особенности региона, района, места образовательного учреждения и его возможности по методическому и материальному обеспечению предмета ; - при планировании и проведении учебного процесса учитывает уровни подготовленности учащихся по усвоению программного материала ; - широко использует анализ различных опасных и чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе проживания, для иллюстрации теоретических положений и повышения практической значимости изучаемого материала ;
- использует и реализует личный жизненный опыт в сфере образования и в области безопасности жизнедеятельности ; - контролирует уровень усвоения программ ; - постоянно стремится к совершенствованию своих знаний в области безопасности и повышению методического мастерства ;
Ученик : - усваивает учебный материал ; - формирует своё мировоззрение ; - расширяет своё представление об реальном окружающем мире ; - проектирует своё поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона проживания ; - формирует индивидуальные правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
Вывод. Чтобы данная схема эффективно заработала, необходимо приведение в соответствие с требованиями ФГОС всех её уровней : Издательство – привести в соответствие со стандартами все элементы УМК ; Преподаватель - через систему ПК, самообразования, привести свои педагогические возможности до уровня новых требований и подходов, определённых во ФГОС.