Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова..
Ведущей идеей комплекта, по мнению авторов, является учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям ГОС. Учебные книги комплекта = модель учебного процесса, интегрирующая предметное содержание и виды познавательной деятельности.
Комплект «Гармония» для 4-летней начальной школы включает в себя уже известные учителям и методистам учебно-методические комплекты по следующим учебным предметам: Обучение грамоте Азбука. Авторы Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин. Н.М. БетеньковаВ.Г. ГорецкийД.С. Фонин Букварь. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина. М.С. СоловейчикН.С. КузьменкоН.М. Бетенькова О.Е.Курлыгина Русский язык. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. М.С. СоловейчикН.С. Кузьменко Литературное чтение. Автор О.В. Кубасова. О.В. Кубасова Математика. Автор Н.Б. Истомина. Н.Б. Истомина Окружающий мир. Авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. О.Т. ПоглазоваВ.Д. Шилин Технология. Автор Н.М. Конышева.Н.М. Конышева С 2009 года комплект «Гармония» планируется дополнить учебно- методическими комплектами по таким дисциплинам, как:комплект «Гармония» Английский язык. Изобразительное искусство. Музыка.
Авторы комплекта: доктор педагогических наук, профессор Н.Б. Истомина (математика); кандидат педагогических наук, профессор М.С. Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Кузьменко (русский язык); кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова (литературное чтение); кандидат педагогических наук, старший преподаватель О.Т. Поглазова (окружающий мир); доктор педагогических наук Н.М. Конышева (трудовое обучение). Входящие в комплект «Гармония» учебники, учебные тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта.
Особенности УМК «Гармония» 1. Стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
2. В комплекте нашли методическое воплощение» основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно ориентированный подход к процессу обучения). 3. Каждый учебный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли.
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы:учебно-методическом комплекте «Гармония» способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, её решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы организации, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно- следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ. Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта «Гармония» и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования.