Урок русского языка в 5 классе «ОБРАЩЕНИЕ»
МОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Учитель Сусоева Людмила Ивановна
Цель урока: Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Обращение» и использованию полученных знаний в практической деятельности.
Задачи: обучающая: - формировать лингвистическую компетенцию: умения и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи - интонационно; - формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях; - формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях. развивающая: - развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; - развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации; - развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения), оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сферы общения. воспитательная: - формировать отношение к языку как к основному средству общения; - формировать интерес к русскому языку; - формировать умения применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях.
Пусть предмет наш очень труден. Нам преграды нипочём. Вместе знания добудем, Тему новую поймём!
Подберите обобщающее слово: Дуб, тополь, берёза. Карандаш, тетрадь, ручка. Корова, свинья, овца.
Какое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом нужно вставить вместо точек ? Солнце, здравствуй! Здравствуй, лес! Мы попали в край чудес! Ярче, ……………, свети! Нам с тобою по пути! Уважайте труд, ребята! Приучайтесь труд любить!
ОБРАЩЕНИЕ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕНЕОДУШЕВЛЁННЫЕ
Тема урока:
Что такое обращение? Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
ЗАДАНИЕ: прочитайте предложения, голосом выделяя обращения. Я люблю тебя, Россия! О, Россия моя, с чем тебя мне сравнить? Встань за спиной своей, Россия, в своей рассветной чистоте.
Как называется сказка, героями которой являются старик и рыбка, и кто её автор?
Как выделяются обращения на письме? Обращения на письме выделяются: запятыми Добро пожаловать, скворец. Свети нам, солнышко, свети. Тропинка, куда ты бежишь? восклицательным знаком Мороз и солнце! День чудесный.
Правило постановки знаков препинания в предложениях с обращением Если обращение стоит в начале предложения, то … Если обращение находится в конце предложения, то … Если в середине, то …
Схемы предложений с обращениями О, …. О! …. …, О, …. …, О.
Всем нам при общении Поможет обращение. Можно смело обратиться: К людям, звёздам или птицам. Только, друг, не забывай Запятые расставляй.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.
Составьте два предложения с любыми из предложенных обращений 1. Папа, папуленька, папаша 2. Серёжа, Серёга, Сергей 3. Мужчина, старикан, дедушка
Что важно при выборе обращений?
Игра «Цепь вопросов» Задание: Составьте предложения с обращениями к учителю и одноклассникам, выразив своё отношение к уроку и своё настроение.
В преддверии Нового года напишите небольшое письмо любому сказочному герою (Деду Морозу, Снегурочке, Фее и т.д.), используя обращения. Задание на дом: