Фомина И.В., руководитель высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, председатель государственной психолого-медико-педагогической комиссии. «Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» Уровни нормативных документов: международный (документы, подписанные СССР или Россией); федеральный (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.); правительственный (постановления, распоряжения); ведомственный (документы Министерства образования СССР и Российской Федерации); региональный (правительственные и ведомственные документы). «Все люди рождаются равными в своих правах» Всеобщая декларация прав человека, ст.1.
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» I. Международные документы Всеобщая декларация прав человека Декларация о правах умственно отсталых лиц Декларация о правах инвалидов Всемирная программа действий в отношении инвалидов Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. «Саламанкская декларация» «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» Конвенция о правах инвалидов
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» II. Федеральные документы Конституция РФ. Закон РФ «Об образовании» Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» II. Федеральные документы Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года 124-ФЗ Статья 10 «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Статья 15 «Государство гарантирует защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 г. 120-ФЗ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 года, Пр-271
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» III. Документы правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 12 марта 1997 г. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» от 31 июля 1998 г. N 867 Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001 г.
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» III. Документы правительства Российской Федерации Концепция Федеральной целевой программы развития образования на годы утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г «Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам, с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения)»
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» IV. Ведомственные документы Концепция реформирования системы специального образования принята коллегией Министерства образования РФ 9 февраля 1999 г. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья от "N 29/ Инструктивное письмо Минобразования России 27/ от «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» Инструктивное письмо Министерства образования РФ от /16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» Инструктивное письмо Министерства образования РФ от /901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» IV. Ведомственные документы Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» IV. Ведомственные документы Письмо Минобразования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Инструктивное письмо Минобразования РФ от 06 апреля 2004 г. 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» IV. Ведомственные документы Нормативно-правовая база психолого-медико-педагогической комиссии Конвенция ООН о правах ребенка Закон РФ "Об образовании" Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г Инструктивное письмо Министерства образования РФ от / «О психолого-медико-педагогической комиссии» Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобразования России от
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ НА ПМПК РЕБЕНКА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 1. Свидетельство о рождении ребенка или его паспорт (с 14-летнего возраста). 2. Паспорт родителей (лиц их заменяющих). В случае если ребенок находится под опекой – удостоверение опекуна. 3. Личное дело школьника; табель успеваемости по предметам и сведениями о пропусках занятий. 4. Заключение ПМПконсилиума учреждения. 5. Представления (характеристики) педагога, психолога, дефектолога, логопеда 6. Контрольные работы по русскому языку, математике. 7. Заключение ГПМПК (муниципальной ПМПК) в случае повторного представления ребенка.
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» 8. Медицинская карта ребенка со дня рождения. 9.Подробная выписка из истории развития ребенка (анамнестические сведения) и заключения следующих специалистов: - педиатра об общем состоянии ребенка; - невролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития; - психиатра с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития; - отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (привести данные о восприятии разговорной и шёпотной речи); - офтальмолога с характеристикой органа зрения и с развернутым диагнозом; - врача-ортопеда (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата); - логопеда (для младших школьников); - сурдолога (данные аудиограммы для глухих и слабослышащих);
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» Выписка из истории развития ребенка Ф.И.О.ребенка______________________________________________________________________ Дата рождения______________________________________________________________________ Адрес ______________________________________________________________________________ Анамнез____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ (заполняется педиатром) Результаты осмотра узкими специалистами СпециалистРазвернутый диагнозМКБ-10Дата, подпись, печать, специалиста Педиатр Психиатр Невролог Отоларинголог Офтальмолог Логопед Др.специалисты
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ НА ГПМПК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 1. Свидетельство о рождении ребенка. 2. Паспорт родителей (лиц их заменяющих). В случае если ребенок находится под опекой – удостоверение опекуна. 3. Заключение ПМПконсилиума учреждения. 4. Представления (характеристики) педагога, психолога, дефектолога, логопеда 5. Рисунки, аппликации и другие результаты продуктивной деятельности ребенка. 6. Заключение ГПМПК (муниципальной ПМПК) в случае повторного представления ребенка. 7. Медицинская карта ребенка со дня рождения.
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья» 8. Подробная выписка из истории развития ребенка (анамнестические сведения) и заключения следующих специалистов: - педиатра об общем состоянии ребенка; - невролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития; - психиатра с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития; - отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (привести данные о восприятии разговорной и шёпотной речи); - офтальмолога с характеристикой органа зрения и с развернутым диагнозом; - врача-ортопеда (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата); - логопеда; - сурдолога (данные аудиограммы для глухих и слабослышащих);
«Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья»