Александр Сергеевич Грибоедов 1794/95/90 – 1829 г.г. Грибоедов – человек громаднейшего ума и ослепительных способностей. Грибоедов – музыкант, математик, дипломат, писатель-стилист, психолог. Может быть, нельзя никого поставить. По разнообразию своих задатков он гениален. Грибоедов – колоссальная, ослепляющая фигура. А.В. Луначарский.
«Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией, с твердой речью» (В. Андреев) …ты ясен был… Твои светлее были очи, Чем средь смеха и забав, В чертогах суеты и шума Где свой покров нередко дума Бросала на чело твое, Где ты прикрыть желал ее Улыбкой, шуткой, разговором… (В.И. Кюхельбекер) «Кровь сердца всегда играла на его лице» (А. Бестужев)
Дата рождения: (15) января 1790 или 1795 Дата рождения: 4 (15) января 1790 или 1795 Место рождения :Москва Место рождения :Москва Дата смерти :30 января (11 февраля) 1829 Дата смерти :30 января (11 февраля) 1829 Место смерти: Тегеран Место смерти: Тегеран Род деятельности: русский драматург, поэт, востоковед и дипломат Род деятельности: русский драматург, поэт, востоковед и дипломат
Нино Чавчавадзе-жена Грибоедова
«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» (А. Бестужев) «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова» И. А. Гончаров.
Январь 1825 года. Михайловское. Пущин тайно приехал к поэту и привез рукопись комедии Грибоедова «Горе от ума» «Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». (А.С. Пушкин)
«Горе от ума» - феномен, какого не видели мы от времен «Недоросля», полна характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Все это завлекает, приковывает внимание» (А. Бестужев) «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко выше прочих» (А. Грибоедов)
КОМЕДИЯ – жанр драматического произведения. Особенности: -отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц, ремарки); -ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); -организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; -этапы развития конфликта: -Экспозиция - завязка -развитие действия -кульминация, развязка. Комедия относится к низшему стилю в системе жанров в классицизма.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с двадцатью пятью глупцами» КОНФЛИКТ – столкновение, противоречие между характерами, или характером и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия. СЮЖЕТ – это цепь событий, изображенных в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию.
«ГОРЕ ОТ УМА» ЧАЦКИЙ СОФЬЯ Яркая индивидуальнос ть, незаурядные черты хар-ра; влияние среды и воспитания ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО Консерватизм; защита крепостнических устоев, раболепство, ненависть к новым идеям, к просвещению Любовный конфликт Общественно- политический конфликт Почему не «Горе уму»? Классицизм или критический реализм? «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицы» А.С. Пушкин
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ – герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет ход событий. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ГЕРОИ также участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны менее глубоко, чем образы главных героев. ГЕРОИ-МАСКИ – их образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ - герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ: ФАМУСОВ – (от лат. Fama – молва) РЕПЕТИЛОВ – от франц. Repeter – повторять МОЛЧАЛИН, ТУГОУХОВСКИЙ, СКАЛОЗУБ, ХРЮМИНА, ХЛЕСТОВА
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» ТРАДИЦИИНОВАТОРСТВО 1. Соблюдение правила единства места, времени 2. Наличие традиционных черт в системе героев: а) Любовный треугольник (Софья – Чацкий – Молчалин) б) амплуа субретки (Лиза), «глупого» отца (Фамусов), резонера (Чацкий) в) персонажи – персонификации пороков (Скалозуб, Хлестова, Репетилов и др.) 3. Говорящие фамилии - Нарушение правила единства действия. Конфликт приобретает двоякий характер и осмыслен не в отвлеченной или аллегорической форме, а реалистично. - Историзм в изображении действительности. - Глубокое и многостороннее раскрытие характеров, индивидуализированных с помощью речевых портретов (например характер Чацкого, Софьи, Молчалина) - Мастерство в создании психологических портретов. - Отказ от 5 действия как знака благополучной развязки. - Новаторство в вопросах языка и организации стиха, образ живой речи.
Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и … - больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…» «…Как картина, она, без сомнения, громадна В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». И.А. Гончаров.
ВЕК НЫНЕШНИЙВЕК МИНУВШИЙ 1.Отношение к богатству, к чинам 2. Отношение к службе. 3. Отношение к иностранному. 4. Отношение к образованию. 5.Отношение к крепостному праву. 6. Отношение к московским нравам и времяпрепровождению. 7. Отношение к кумовству, протекции. 8. Отношение к свободе мышлений. 9. Отношение к любви. 10. Идеалы.
Памятник Грибоедову