Министерство образования и науки РФ
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Москвы комплексного учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики " являются : - Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. - Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. Начиная с 2012 года преподавание комплексного учебного курса будет осуществляется на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
Является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей: 1. Основы мировых религиозных культур; 2. Основы православной культуры; 4. Основы исламской культуры; 5. Основы буддийской культуры; 6. Основы иудейской культуры. 3. Основы светской этики;
Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно - смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики ; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества ; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы ; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие.
Курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета « Окружающий мир », с которым знакомятся учащиеся начальной школы. Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета « История ».
Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному содержанию межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Обучение по предмету ОРКСЭ осуществляется без оценок В процессе обучения учащиеся выполняют творческие проекты. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В процессе обучения учащиеся выполняют творческие проекты. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители.
Преподают курс учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Гутова Юлия Владимировна Учитель начальных классов высшей квалификационной категории. - Образование: среднее специальное - Награждена грамотой Министерства образования РФ. Работает в школе с 2009 года Сивохина Надежда Георгиевна Учитель начальных классов высшей квалификационной категории - Образование: высшее Работает в школе с 2004 года Синицына Елена Ивановна Учитель начальных классов первой квалификационной категории - Образование: высшее - Награждена Грамотой Министерства образования Работает в школе с 1986 года Давыдова Ольга Геннадьевна Учитель начальных классов второй квалификационной категории - Образование: высшее Работает в школе с 2005 года
1. Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства. 2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиозными организациями. 3. Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах. 4. Учет запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.
История ислама в России. Нравственные ценности ислама. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Семья в исламе. Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства. Ценность и польза образования. Ислам и наука. Искусство ислама. Праздники мусульман. Любовь и уважение к Отечеству. Итоговая презентация творческих проектов. Подведение итогов курса
«Основы буддийской культуры» Россия – наша Родина. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. Будда и его учение Буддийский священный канон «Трипитака» Буддийская картина мира. Добро и зло Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни. Сострадание и милосердие. Отношение к природе. Буддийские учители. Семья в буддийской культуре и её ценности. Подведение итогов по разделу. Буддизм в России. Путь духовного совершенствования Буддийское учение о добродетелях Буддийские символы. Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм Буддийский календарь. Буддийские праздники. Искусство в буддийской культуре Любовь и уважение к Отечеству. Итоговая презентация творческих проектов. Подведение итогов курса
«Основы иудейской культуры» Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Дарование Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословение в иудаизме. Добро и зло. Подведение итогов по разделу. Иудаизм в России Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Еврейский календарь. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. Любовь и уважение к Отечеству. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Подведение итогов курса.
« Основы светской этики » Россия – наша Родина. Что такое светская этика Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным Подведение итогов по разделу. Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь. Совесть. Образцы нравственности. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Подведение итогов курса.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Итоговая презентация творческих проектов. Подведение итогов курса «Основы мировых религиозных культур» Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Подведение итогов по разделу. История религий в России Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари.
Комплексный учебный курс ОРКСЭ: - формирует у учащихся ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры. - развивает представления ребенка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Учитывайте, что обучение : 1. направлено на воспитание ребенка и опирается на нравственные ценности семьи в воспитании. 2. призвано помочь ребенку понять, какие нравственные основания стали основой развития культурной среды, в которой он живет. 3. направлено на формирование понимания ребенком значения религиозных и светских традиций для современной жизни народов многонациональной России и своей сопричастности ним. 4. назначение обучения не в поглощении информации, а в формировании нравственного поведения ребенка на основе понимания и усвоения духовно - нравственных ценностей общества, в котором он живет