1.Понятие и виды государственного управления 2.Функции и методы государственного управления 3.Ведущие школы и направления в теории государственного управления
Термин «государственное управление» характеризует область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. 2
Воздействие государства можно разделить на два уровня: -политический (что делать и почему); -государственное управление (как делать и при помощи чего). 3
Государственное управление обладает тремя основными свойствами, которые отличают его от других видов управления: - властная сила – государство оказывает влияние на общество и выступает в качестве субъекта управления. 4
- государственная власть – государство потому является государством, и тем самым отличается от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть по отношению к людям. 5
- распространимость на все общество – это специфическое свойство государственного управления, которое распространяется на общество, а также за его пределы в рамках проводимой государственной внешней политики. 6
Государственное управление – организационно-правовой процесс функционирования государственно-властного механизма. Государственное управление – вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. 7
Государственное управление – деятельность государственного аппарата по регулированию общественных отношений и собственных дел. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнь людей в целях ее упорядочивания, сохранения преобразований, опирающееся на его властную силу. 8
Государственное управление – деятельность государственного исполнительно- распорядительного органа власти по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия нормативных актов, организации и контроля исполнения этих актов. 9
Виды государственного управления В зависимости от способа подачи информации управление можно классифицировать по критериям и признакам: 1.В зависимости от роли, места человека, общества как объекта управления: -демократическое управление; -авторитарное управление. 10
2.По критерию использования различных форм собственности и владения имуществом: -федеральное управление (закреплено Конституцией); -региональное управление; -муниципальное управление; -частное (корпоративное) управление. 11
3.По воздействию на управляемый объект: -отраслевое (функциональное); -территориальное. 12
4.По способу учета интересов объектов управления: -административное управление (воздействие с помощью разрешения, запрета, принуждения); -экономическое управление (базируется на использовании механизмов финансовой и кредитно-денежной политики). 13
5.В зависимости от срока исполнения принимаемого решения: -стратегическое управление (определение долгосрочной ориентации по решению вопросов); -тактическое управление (выражается в конкретных действиях по реализации стратегических установок); -оперативное управление (решение текущих вопросов). 14
Функции государственного управления – это виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, совершаемые в определенном нормативном порядке, направленные на регулирование общественных процессов и отношений и необходимые для достижения поставленных целей. 15
Общие функции государственного управления: -анализ; -целеполагание; -прогнозирование; -планирование и программирование; -организация; -координация; -мотивация (стимулирование); -контроль; -регулирование. 16
Специфические функции государственного управления: -государственное регулирование экономики; -лицензирование; -проведение выборов и референдумов. 17
Существуют социально-организационные функции государственного управления, ориентированные на регулирование исключительно жизнедеятельности общества, а также внутриорганизационные функции, которые направлены на упорядочение и совершенствование деятельности органов государственной власти и управления. 18
Методы государственного управления представляют собой способы властного воздействия государства на вектор развития общественных и государственных дел. Они показывают, какими средствами государство влияет на поведение людей и управляет им. 19
Группы методов государственного управления: 1) Административные методы – нормативные требования государства, обязывающие и субъектов, и объекты государственного управления поступать определенным образом. Их невыполнение влечет за собой привлечение к различным видам ответственности. 20
2) Экономические методы – это способы создания государством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство. 21
3) Социально-психологические методы – это целенаправленное моральное и нравственное воздействие государства на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства. 22
4) Правовые методы – это способы государственного управления, совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной Конституцией, законами и иными правовыми актами, действующими на территории страны. 23
Существуют две основные школы- основательницы теории государственного управления: 1.Школа социального развития (Школой научного менеджмента Ф. Тейлора). 2.Концептуальная школа госуправления (Школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера). 24
Известно пять основных школ теории государственного управления: 1.Школа научного менеджмента (социального развития) возникла в начале ХХ в. и получила название «классическая», или «традиционная». Основным ее направлением является управленческая система, которая планируется заранее, все процессы и директивы спускаются сверху по нижним отделам. 25
В этой школе используется метод «кнута и пряника», любые отклонения в выполнении распоряжений считаются нарушением дисциплины и процесса деятельности. 26
Это замкнутая система, где государственные интересы выдвигаются на первый план, и основной функцией этой системы госуправления выступает государственная и национальная безопасность и суверенитет, а человеческий фактор занимает второстепенное значение, как зависящее от состояния национальной безопасности. 27
Школа человеческих отношений, ставит человеческий фактор в деятельности организационной структуры на одно из первых мест. Ею активно изучается психология работников, природа конфликтных ситуаций, внутригрупповых отношений. 28
Школа эмпирическая направлена на изучение и сочетание теоретических исследований и практических применений управленческих методов. 29
Школа социальных систем объединяет все направления с целью выявления жизнеспособных методов управления и их интеграции в производство. 30
Новая школа науки управления основана на применении электронно- вычислительной техники, математических методов, современных технических средств. Основной задачей школы является повышение эффектности принимаемых управленческих решений. 31
32