Функционально грамотная личность – это личность, которая способна 1. использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений; 2. действовать в соответствии с общественными ценностями, понимая, что жизнь среди людей - это постоянный поиск компромиссов.
3 КАК сделать? Простроить цели до конкретных действий на уроке «Главное не знания, а умения ими пользоваться» академик А.А.Леонтьев (1995 г.) Функционально грамотная личность Общеучебные умения организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизн.задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения = «портрет» = УУД
система личностно ориентированного, развивающего образования для массовой школы, непрерывного по ступеням: Дошкольная подготовка Начальная школа Основная школа Старшая школа 1010
Деятельностный подход Деятельностный подход Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на его сознание и развитие его личности в целом Процесс обучения есть всегда обучение деятельности Процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности – совместная учебно-познавательная деятельность группы учащихся под руководством учителя
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития Непрерывное образование понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка
7 Развивающая образовательная среда – основа нового образовательного результата Педагог ОцениваниеВнеклассная жизнь Одноклассники
8 Условия построения развивающей образовательной среды школы Создание коллектива единомышленников Изменение образовательного процесса (внедрение новых технологий) Обогащение внеклассной жизни школы От «оракула» к «помощнику» Изменение позиции взрослых в оценке успешности ребенка
Минимакс – принцип работы с содержанием учебного материала. Материалы учебника и учитель дают возможность ученику, если он захочет, взять материал по максимуму (в учебнике для этого есть избыточные знания и избыточные задания). Минимум содержания (гос. стандарт и требования программы) должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепления и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.
Содержание учебников в «Школе 2100» ( с 1998 г.) – по принципу минимакса: «иголку в стоге сена» Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем в свою зону ближайшего развития Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития лично его – индивидуальная образовательная траектория Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы
Комплект учебников и пособий С 1990 по 2010 год выпущен полный комплект пособий по дошкольной подготовке, полный комплект учебников по начальной школе. В средней школе на 2010 год по отдельным предметам линии учебников доведены до 11 классов Учебники реализуют единый комплект предметных программ с общих концептуальных позиций. Они написаны в едином пространстве – методологическом, методическом, дидактическом и психологическом. Учебники интегрируют предметы и курсы не формально (под одну обложку), а через общие линии развития школьника средствами предмета и показ межпредметных связей.
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН Бунеев Рустэм Николаевич, доцент Бунеева Екатерина Валерьевна, заслуженный учитель Российской Федерации Пронина Ольга Викторовна.
Главные особенности программы: 1. Рассчитана одновременно на нечитающих и читающих детей. 2. Выделяются определенные линии развития детей: овладение грамотой; развитие умений слушания и говорения; расширение активного, пассивного и потенциального словаря; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; формирование чувства языка. Обучение грамоте Основная цель курса – заложить основы формирования функционально-грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Сквозные темы: «Слово», «Предложение», «Текст».
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН Бунеев Рустэм Николаевич, доцент Бунеева Екатерина Валерьевна.
Чтение и начальное литературное образование Отличительные особенности программы: 1) Нацелена на развитие интереса к чтению 2) Вводит школьника через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей 3) Способствует формированию личности и развитию творческих способностей ребенка 4) Предусматривает овладение приемами работы с текстом
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН Бунеев Рустэм Николаевич, доцент Бунеева Екатерина Валерьевна.
Русский язык Отличительные особенности: 1.определены основные линии развития учащихся в рамках предмета (овладение функциональной грамотностью); 2.предложен путь формирования орфографической зоркости, работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; 3.уже в начальной школе введены понятия «орфограмма» и «опознавательные признаки»; 4.состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса; 5.изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения; 6.выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка.
Руководитель авторского коллектива - доцент Вахрушев Александр Александрович
«Мир и человек» Отличительные особенности: 1.Рассмотрение целостной картины мира. 2.Экологическая ориентация курса. 3.Естественно-исторический подход в изложении материала. 4.Широкий охват тем (учет разнообразных интересов учащихся). 5.Выработка навыка истолкования своего опыта. 6.Решение проблемных задач как главный способ осмысления мира.
Руководитель авторского коллектива: профессор Ладыженская Таиса Алексеевна
Детская риторика Отличительные особенности программы: Сугубо практический характер. Центральное место занимают коммуникативные умения. Нравственно-риторические идеи В программе каждого класса выделяются два «сквозных блока»: а) общение; б) речевые жанры.
Руководитель авторского коллектива – кандидат ист. наук Данилов Дмитрий Даимович История Обществознание
Историко-обществоведческий курс Задача курса – дать ученикам минимум историко- обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях.
Руководитель авторского коллектива - Горячев Александр Владимирович
«Информатика в играх и задачах» Главная цель курса: 1) Дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой. 2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой. 3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими принципами решения задач.
Доцент Куревина Ольга Александровна Доцент Лутцева Елена Андреевна
Авторы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких
Математика Новые учебники сочетают в себе: · лучшее в традиционных подходах к изучению математики в начальной школе и достижения современного развивающего образования · требования стандарта и программные требования Образовательной системы «Школа 2100» дают возможность: · сформировать вычислительные навыки · научить решать разнообразные текстовые задачи · сформировать представление о величинах, элементах геометрии и алгебры · создать условия для развития функциональной грамотности учащихся в соответствии с новыми стандартами: · содержат элементы стохастики – дают начальное представление о теории вероятностей, статистике, комбинаторике · учат решать некоторые виды нестандартных задач соотнесены по содержанию и технологии с учебниками Образовательной системы «Школа 2100».