Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности.
Социализация это процесс и результат усвоения и последующего воспроизвод ства личностью социального опыта
Образование как система совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и к себе. Образование как результат обучения и воспитания достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Социокультурные функции образования : 1.Образование способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни. 2.Образование это способ социализации личности и преемственности поколений. 3.Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека. 4.Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.
Образовательная парадигма концептуальная модель решения задач (проблем) образования.
Образовательные парадигмы: знаниевая; культурологическая; технократическая; гуманистическая; педоцентристская; детоцентристская.
Факторы развития системы образования: уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ; политика государства и интересы разных слоев общества; исторический опыт и национальные особенности в области образования; собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).
Принципы государственной политики в области образования: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально- технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, научность; экологическая направленность; демократический характер управления образованием; светский характер образования.
Учреждения образования: Дошкольные учреждения Учебные заведения Учреждения внешкольного воспитания и обучения Социально- педагогические учреждения Научно- исследовательские учреждения Школы различных типов училища колледжи вузы Учреждения послевузо- вского образования лицеи
Самообразование получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятель ности
Функции самообразования: экстенсивная; ориентировочная; компенсаторная; саморазвития; методологическая; коммуникативная; развитие творческого потенциала личности; психотерапевтическая; омолаживания.