Анализ современного урока преподаватель специальных дисциплин Короткова Л.В. преподаватель специальных дисциплин Короткова Л.В. НПУ-4 г. Нижневартовск
Анализ современного урока Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства Современный урок у рок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Современный урок у рок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Общие закономерности учебного процесса Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности. Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности. Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения. Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения. Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению. Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения. Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей
Типы анализа урока - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы; - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы; краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества; краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества; комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов. комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов. аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный. Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный. Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.). Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Общие критерии анализа урока Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений. Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.
Основные пути повышения эффективности урока постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач; постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач; оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся); оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся); стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся; стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся; применение активизирующих методов и средств обучения; применение активизирующих методов и средств обучения; организация самодеятельности учащихся; организация самодеятельности учащихся; единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих; единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих; организация оперативной обратной связи; организация оперативной обратной связи; формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата; формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата; интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся. интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.
Структура урока Одним из актуальных требований является нахождение оптимальных и содержательных методов обучения. Одним из актуальных требований является нахождение оптимальных и содержательных методов обучения. Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников
Активизация познавательной деятельности учащихся Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности. Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Основные требования к анализу урока цель и задача анализа темы; цель и задача анализа темы; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; выполнение намеченных задач урока; выполнение намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке; оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); намечаемые меры по устранению недостатков намечаемые меры по устранению недостатков
Самоанализ урока Оценка общей структуры урока Оценка общей структуры урока Реализация основной дидактической цели урока Осуществление развития учащихся в процессе обучения Воспитание в процессе урока. Соблюдение основных принципов дидактики Работа учителя на уроке Работа учащихся на уроке
Диагностическая карта 1. Анализ дидактических категорий Умение педагога формулировать цель, основные задачи Умение педагога формулировать цель, основные задачи
Цели: Обучающая: систематизировать знания Обучающая: систематизировать знания Развивающая: способствовать формированию коммуникативных навыков Развивающая: способствовать формированию коммуникативных навыков
Средства обучения Отбор: адекватных целей адекватных целей методов, методов, приемов, приемов, средств обучения средств обучения (Дидактическая обработка материала) (Дидактическая обработка материала) Словесные, Словесные, наглядные, наглядные, репродуктивные, репродуктивные, частично -поисковые. частично -поисковые. Методы контроля, самоконтроля Методы контроля, самоконтроля
Самостоятельная творческая деятельность учащихся Система опережающих заданий, организация ролевой игры. Система опережающих заданий, организация ролевой игры. Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной, индивидуальной работы по изученному материалу Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной, индивидуальной работы по изученному материалу
Методы обучения цели и задачи урока Использование учащимися плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового. Использование учащимися плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового.
Развитие познавательных интересов Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления. Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления.
Реализация педагогом воспитательной функции урока Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к изучаемому материалу Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к изучаемому материалу
Вариативность использования способов, приемов и средств Обеспечена в соответствии с типом и видом урока Обеспечена в соответствии с типом и видом урока
Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа ) Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога. Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога.
Обучение умениям самообразования Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой). Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой).
Преемственность в развитии учебных и исследовательских умений Совершенствование учебных умений и навыков : Изложение Логика Рассуждение Аргументированность
Методика проблемного обучения Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся. Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся.
Методикой исследовательского обучения Эвристический метод и частично - поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне. Эвристический метод и частично - поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне. Учитель овладевает исследовательскими методами. Учитель овладевает исследовательскими методами.
Учебный процесс На этом построен урок На этом построен урок
Вопросы для самоконтроля Для чего необходим учителю самоанализ урока? Для чего необходим учителю самоанализ урока? Назовите основные требования к современному уроку. Назовите основные требования к современному уроку. По каким аспектам можно проводить анализ урока? По каким аспектам можно проводить анализ урока? Назовите основные критерии оценки эффективности урока. Назовите основные критерии оценки эффективности урока.
Литература Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006.