Государство Бохай ( гг)
Государство на Дальнем Востоке, созданное древними тунгусо-язычными племенами мукри (мохэ). Первоначально называлось Чжень ("Громовое") в 713 г. получило название королевства Бохай. В китайских письменных источниках приводится и другое его название - Хай Дун шэн го ("Цветущее государство Восточного Приморья"). Оно включало значительные территории Маньчжурии, Приморья и Северной Кореи. На севере оно соседствовало с племенным объединением хэйшуй мохэ (хэйшуй- Черная река - древнекитайское общее название Амура и его притоков), на северо-западе - с древними монголами (шивэй), а на юго-западе - с киданями, на юге - с корейским государством Силла.
Переселенная после разгрома Когурё в северные пограничные районы Китая (округ Инчжоу, современный г.Чаоян) часть сумо мохэ после тридцати лет жизни в китайском плену воспользовалась восстанием киданей в гг. и ушла на северо-восток в свои исконные земли. Эта группа сумо мохэ и часть пришедших с ними из-под Инчжоу когуресцев и стала тем военно- политическим ядром, вокруг которого произошло объединение мохэ. Они успешно отразили посланное покарать их китайское войско, и в 698 году их вождь Да Цзожун провозгласил образование государства Чжэнь. В 713 году, после нормализации отношений с китайской империей Тан, государство получило новое название Бохай, под которым и вошло в историю.
Получив пожалование на "владение Бохай" от танского Китая, Да Цзожун формально признал сюзеренитет империи Тан над своим государством. Его обязанности как вассального правителя заключались в присылке к танскому двору одного из сыновей в качестве заложника, в регулярном отправлении в Тан послов с "данью ". Так, "дань" и получаемые в ответ на нее "подарки" фактически были формой международной торговли, выгодной обеим сторонам. Получение высокого титула вана (короля) от китайского "Сына Неба" поднимало престиж правителя как в глазах его подданных, так и среди окружавших Бохай стран и народов.
В то же время, не будучи в силах покорить Бохай военным путем, Китай не мог как- либо существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику этого государства. Бохай ни разу не откликнулся на требования Китая о военной помощи в его войнах с соседями. Бохайские правители поддерживали самостоятельные политические и торговые отношения с Японией, Силла и юркским каганатом и даже позволяли себе такую недопустимую для вассального государства в Восточной Азии вольность, как собственную систему летоисчисления. Все это свидетельствует о фактической независимости бохайского королевства.
В начале X века юго-западные соседи бохайцев - кочевники кидани создали свое государство - империю Ляо. Это государство вело активную завоевательную политику против соседей. Более 20 лет кидани воевали с Бохаем и только в 926 г. им удалось сломить сопротивление. На вновь приобретенных землях Бохая кидани решили создать зависимое марионеточное государство Дундань (в переводе с китайского "Восточное Кидань"). Во главе его был поставлен старший сын киданьского императора, а население страны обложено данью. Бохайцы не смирились с потерей независимости. В том же 926 году они восстали. Восстание было жестоко подавлено. В следующие годы волнения и восстания не утихали. Тогда киданьский император издал указ о переселении непокорных бохайцев на территорию киданьской империи. В результате было насильственно переселено около двух третей всего бохайского населения, а около пятой части бохайцев бежали в Корею.
Не все бохайцы попали в полную зависимость от завоевателей. Этой участи избежали бохайцы восточных и северо-восточных окраин. Судя по всему, в их число входили и бохайцы Приморья. Они сохраняли относительную независимость и посылали нерегулярную дань в Ляо.
Во главе государства Бохай находился король, власть которого была наследственной. Его указы имели силу закона и ничто не приводилось в исполнение без его утверждения. Исполнительная власть была сосредоточена в Левом и Правом департаментах, а на местах она осуществлялась особо назначаемыми чиновниками, отвечающими за своевременный сбор податей с населения подотчетной им территории. Социальная структура Бохая имела выраженные черты азиатского способа производства. Вооруженные силы Бохая состояли из нескольких армий или охран, возглавляемых Великими Полководцами. В состав вооруженных сил входил также военно-морской флот. С самого начала Бохай был независимым суверенным государством, что не раз подтверждалось не только на полях сражений, но и многочисленными политическими акциями его правителей. Одной из таких акций было введение наименований (девизов) годам правления королей, что до этого считалось привилегией только китайских и японских императоров. Нарушение этой привилегии расценивалось ими как объявление войны.
В конце 30-х гг. VIII в. между Бохаем и танским Китаем устанавливаются, наконец, дружеские отношения, а десятилетием раньше - с Японией. Очень скоро Бохай получает известность в Китае и Японии как страна просвещения и ученых. Этому в немалой мере способствовал специально изданный королем Да Циньмао указ, в соответствии с которым юношам, достигшим совершеннолетия, запрещалось жениться до тех пор, пока они не обучатся стрельбе из лука и грамоте. О высокой культуре Бохая свидетельствуют и данные археологических исследований. На территории Приморья исследованы остатки нескольких больших городищ, селищ и буддийских храмов. Анализ собранного археологического материала показал, что бохайцы обладали многоотраслевым хозяйством, главенствующая роль в котором принадлежала пашенному земледелию и животноводству. Для обработки земли применялись массивные чугунные сошники и мотыги. Бохайцы выращивали пшеницу, различные сорта проса, рис, сою, овощи, фруктовые деревья. Из домашних животных они разводили свиней, крупный рогатый скот, лошадей, собак и овец.
Большим подспорьем в хозяйстве служили рыболовство, охота, морские и таежные промыслы. Пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, агат в больших количествах поставлялись ими на внешний рынок, в Китай и Японию. Значительное развитие получило и ремесленное производство - металлургия и металлообработка изготовление станковой, поливной и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, стекловарение, ткачество, камнетесное и камнеобрабатывающее дело и т. п. Наряду с буддизмом, получившим распространение прежде всего среди знати, в Бохае существовали и другие формы религиозного мировоззрения, в частности, несторианство и шаманизм.
Появление и длительное существование на исторической арене государства Бохай имело своим следствием стабилизацию общей политической обстановки на Дальнем Востоке, что весьма положительно отразилось на судьбах многих народов этого региона. В 926 государство Бохай после ряда крупных поражений, нанесенных ему киданями, прекратило свое существование, распавшись на ряд мелких полузависимых и зависимых от киданей владений, из числа которых впоследствии выдвинулись чжурчжэни, сокрушившие в начале 12 в. могущественную киданьскую империю Ляо.