К родительскому собранию по выбору учебного предмета (модуля) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Цель, задачи и содержание учебного предмета «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (ОПК), изучаемого в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ) Подготовлено Отделом образования и просвещения Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
С 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях введены новые учебные предметы: – «Основы православной культуры» – «Основы исламской культуры» – «Основы буддийской культуры» – «Основы иудейской культуры» – «Основы мировых религиозных культур» – «Основы светской этики» Эти предметы введены в учебный процесс благодаря тому, что Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 69 от 30 января 2012 года утвержден СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Россия наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (извлечение) Основы православной культуры Утверждено приказом Минобрнауки РФ 69 от
1.Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 мая 2010 года ( ). 2.Письмом Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 7 марта 2012 года ( /30). 3.Письмом Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 28 ноября 2012 года ( /30). Участие в собрании родителей представителя Новосибирской Митрополии, как централизованной религиозной организации, обуславливается:
Участие в собрании родителей представителя централизованной религиозной организации необходимо для «обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми», (Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2010 года ( ). Потому что именно за родителями приоритет выбора предмета (модуля) комплексного курса ОРКСЭ О какой свободе выбора здесь идет речь?
Речь идет о свободе выбора основ той религиозной или светской культуры, которая ближе и желанна семье школьника. Если человек выбирает, например, перчатки в магазине, то его выбор зависит от его личного вкуса и финансовых возможностей. Если человек, например, выбирает, какой бы язык ещё выучить (английский, китайский, испанский, арабский), то он руководствуется своими планами на будущее. (Взгляд в будущие жизненные планы). А вот когда предстоит выбрать для своего ребенка-школьника, какой предмет из курса ОРКСЭ ребенок будет изучать, то здесь выбор родителей имеет особое мировоззренческое значение! Здесь определяющее значение имеет культурно- историческая традиция семьи, родителей. (Взгляд в культурно-историческую и духовно-нравственную традицию).
Если родители (законные представители) учащегося осознают свою культурно-историческую и духовно-нравственную связь, например, с православием, которое, то они могут выбрать для своего ребенка предмет (модуль) «Основы православной культуры». Если родители осознают для себя культурно-историческую и нравственную ценность, например, ислама, иудаизма или буддизма, то они могут выбрать для своих детей соответствующий их религиозным убеждениям учебный предмет (модуль) курса ОРКСЭ. Если же родители осознают себя агностиками (то есть людьми, отрицающими оправданность религиозного мировоззрения), или атеистами, то Федеральный государственный стандарт (ФГОС) предоставляет им возможность выбрать другие предметы (модули) курса ОРКСЭ: «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». Родителям необходимо уяснить для самих себя: в какой культурно-исторической традиции они себя осознают и хотят ли они, чтобы их дети продолжили духовно-нравственную традицию своих предков.
Почему раньше (до 2009 года) не было такой предметной области, как «Основы религиозных культур и светской этики», и почему теперь в школу введена эта образовательная область? Потому что раньше в сфере образования не учитывался социальный заказ верующих граждан, а также тех многочисленных семей, которые возвращаются к своей родной религиозной традиции к вере отцов. Вот последние статистические данные, заимствованные из «Российской газеты» (Федеральный выпуск), 5, вторник 15 янв года, с.1, % жителей России причисляют себя к православным; 4% - к исламу; Последователей других религиозных верований – 1% 9% верят в некую высшую силу, но ни к какой конфессии не принадлежат; 7% придерживаются атеистических взглядов. За последние три года: Верующих «во что-то, но во что – не знаю» - снизилось на 2% Атеистов стало меньше на 5 % Тех, кто считает себя православным, увеличилось на 7%
Право родителей на религиозное воспитание своих детей «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям». Протокол 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод». Ст. 2. «Право на образование»
29 декабря 2012 года Президентом России В.В.Путиным подписан Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( 273 – ФЗ). В этом новом законе об образовании имеется 87-я статья, в которой определяются параметры изучения предметов (модулей) комплексного курса ОРКСЭ в 4 классе общеобразовательных учреждений: говорится об особенностях изучения основ духовно- нравственной культуры народов Российской Федерации. П.1 ст.87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями». Семейные ценности, как мы видим, стоят на первом месте. П.2, ст.87: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся».
Пункт 3, статьи 87-й нового Закона говорит о том, что примерные основные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России «проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями». Пункт 6, статьи 87-й гласит, что к учебно- методическому обеспечению учебных предметов по основам религиозной культуры «привлекаются соответствующие религиозные организации».
Православие имеет «особую роль в истории России, в становлении её духовности и культуры». Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принят Государственной Думой 19 июля 1997 г. Преамбула Закона
помогать: - школьнику вырасти добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений; - семье воспитывать добронравных сыновей и дочерей, продолжателей своего рода; - школе выпускать свободных и ответственных граждан России. Цель изучения в школе основ православной культуры
– ознакомление с базовыми понятиями нравственности: добро и зло, правда и ложь; – воспитание благодарности, дружелюбия, честности, осторожности, ответственности, трудолюбия, милосердия; – формирование представлений о духовно- нравственных ценностях семьи, общества, государства; – становление доброго (нравственного) поведения путём привития вкуса к добрым стремлениям, а главное – к добрым поступкам и делам; – воспитание патриотизма и высокой гражданственности. Задачи изучения в школе основ православной культуры:
Какие основы изучаются при освоении учебного предмета «Основы православной культуры?»
1.Исторические основы православной культуры России. 2.Нравственные основы православной культуры Знакомясь со священными страницами родной истории, школьник постигает исторические основы православной культуры России, воспитывается в духе миролюбия и любви к Родине. Большое воспитательное значение имеют русские пословицы и поговорки: в них сосредоточилась священная и народная мудрость. Изучая нравственные основы православной культуры, школьник узнает, как на Руси дети относились к своим родителям, как наши предки стояли за правду, защищали родную землю, как дружелюбно относились к людям других верований и культур. Добрые примеры и учат добродетели.
Образование это воспитание для доброделания. В.А. Жуковский
Концепцию духовно- нравственного воспитания школьника на основе традиционной российской педагогической традиции можно выразить заповедью академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!"
Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Д.С.Лихачев. «Русская культура». М.: «Искусство», Воспитывают же людей: впрямую религия, а более сложным путем музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)
В книге «Письма о добром и прекрасном» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев о нравственности говорит как о великой объединяющей силе: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития». (Письмо 7-е).
Духовно-нравственное воспитание, будучи основанным на многовековых российских педагогических традициях, помогает привить школьнику тот нравственный иммунитет, который ему очень необходим для противостояния всё более растущим эгоизму, распущенности, жадности, потребительству, сквернословию, безжалостности, жестокости, блужданиям в виртуальном мире, а также втягиванию детей и молодежи в наркоманию, разврат и преступные сообщества. Непонимание цели и смысла жизни, подражание кумирам, которые в буквальном смысле губят свою жизнь – всё это нередко приводит к тому, что и школьники перестают ценить жизнь…
Учебный предмет «Основы православной культуры» будет знакомить учащихся с такими важнейшими духовно-нравственными понятиями, как «Родина», «Отечество», «родная земля», «родная страна», «родной край», «родная речь», «родной язык», «родная литература», «столица нашей Родины», а также со священными для гражданина России символами Государственным Гимном, Государственным Гербом и Государственным Флагом. Этот новый учебный предмет поможет им понять высокий смысл слов Государственного Гимна России: «Россия священная наша держава» «Хранимая Богом родная земля».
Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая Хранимая Богом родная земля! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Государственный гимн Российской Федерации Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая Хранимая Богом родная земля! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая Хранимая Богом родная земля! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!
Почему мы называем Россию СВЯЩЕННОЙ ДЕРЖАВОЙ?
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но как одна у человека мама, так одна у него и Родина.
«Не будем бояться этих слов – святое и незыблемое ». «Когда речь идет о моральном облике нового человека, то в слова святое и незыблемое вкладывается конкретный смысл: это то, чем человек дорожит, как собственной честью и достоинством, то, чем он не может поступиться ни при каких обстоятельствах. У человека, которого мы воспитываем, должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые непререкаемые правила поведения». Василий Александрович Сухомлинский ( ) Из книги «Разговор с молодым директором школы», раздел «Как добиться, чтобы в душе каждого человека утвердилось святое и незыблемое?» (В.А.Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Том третий. Изд. «Педагогика»: Москва, С.119).
Преподавание в школе основ православной культуры не является противопоставлением преподаванию основ других религиозных культур, предусмотренных комплексным курсом ОРКСЭ. Православие не противопоставляется другим религиозным верованиям.
Да, у нас и у представителей нехристианских религий – разные представления о Боге и о Его отношении к человеку, разные традиции, отличающийся образ жизни. Но основные нравственные представления традиционных религий во многом близки, что позволяет им сообща противостоять вызовам морального нигилизма, агрессивного безбожия, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из выступления на Поместном Соборе Русской Православной Церкви г. межнациональной, политической и социальной вражды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
ОБЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: Урок 1. Россия – наша Родина Урок 2. Православие и культура Урок 4. Православная молитва Урок 5. Библия и Евангелие Урок 6. Проповедь Христа Урок 7. Христос и Его Крест Урок 8. ПАСХА Урок 9. Православное учение о человеке Урок 10. Добро и зло. Совесть Урок 11. Заповеди Урок 12. Милосердие Урок 13. Золотое правило этики Урок 14. Храм. Урок 15. Икона Урок 16. Зачетные задания Урок 17. Обобщающий урок
Рекомендовано Секцией гуманитарного образования экспертного совета НИПКиПРО к внедрению в педагогическую практику образовательных учреждений разных видов и типов с целью развития методического обеспечения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ, образовательных компонентов Базисного учебного плана в начальном и основном общем образовании; как методическое обеспечение содержания дополнительного образования.
Полностью с учебным пособием «Основы православной культуры» и другими частями учебно- методического комплекта по основам православной культуры (для 4 класса) можно ознакомиться на сайте Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии oopnm.ru в разделе Учебные и учебно-методические пособия по ОПК и по ссылке с главной страницыoopnm.ru