«СКОРО В ШКОЛУ»
Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Что надо сделать, чтобы ребенок попал в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом положительные эмоции?
Тест «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?» 10 и более баллов – необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дать ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием, поиграйте в школу. Если у ребенка высокий уровень тревожности обратить к специалисту 10 и более баллов – необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дать ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием, поиграйте в школу. Если у ребенка высокий уровень тревожности обратить к специалисту 10 баллов – вы не уверены в успехе ребенка и это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с педагогом. Это поможет вам правильно подготовить ребенка к школе 4 и менее баллов – вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для вас – не будьте беспечны и невнимательны
Школьная готовность ФизическаяПедагогическая Психологическая Мотивационная КоммуникативнаяЭмоционально-волевая Интеллектуальная
Физическая готовность закаливающие процедуры, закаливающие процедуры, упражнения по укреплению зрения, упражнения по укреплению зрения, голоса, голоса, слуха, слуха, формирование правильной осанки; формирование правильной осанки; развитие мелких мышц кисти развитие мелких мышц кисти
Мотивационная готовность Желание ребенком принять новую социальную роль; Желание ребенком принять новую социальную роль; Адекватная самооценка (понимание своих удач и промахов) Адекватная самооценка (понимание своих удач и промахов)
Как вы считаете, желание пойти учиться в школу и желание учиться – это одно и тоже или разные понятия?
Интеллектуальная готовность Важно, чтобы ребенок желал узнавать что- то новое. Важно, чтобы ребенок желал узнавать что- то новое. Уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения, запас конкретных знаний, кругозора
Эмоционально-волевая готовность радостное ожидание начало обучения; радостное ожидание начало обучения; развитые нравственные, эстетические чувства; развитые нравственные, эстетические чувства; сформированы свойства личности (сочувствие, сопереживание); сформированы свойства личности (сочувствие, сопереживание); умение управлять своим поведением. умение управлять своим поведением.
Коммуникативная готовность Умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, т.е. качества обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию Умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, т.е. качества обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию
Возрастные показатели психологической готовности шестилетних детей к школьному обучению Интеллектуальное развитие Произвольность (саморегуляция) Личностное развитие Показатели сформированности учебной деятельности
Показатели интеллектуального развития правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности; правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности; - воспринимает дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому, умеет анализировать предложенный образец; - воспринимает дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому, умеет анализировать предложенный образец; - в уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях; - в уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях; - при выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей; - при выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей; - владеет развернутой речью, передающей отвлеченную от данной ситуации информацию; развита монологическая речь; умеет рассуждать, высказывать свои соображения; - владеет развернутой речью, передающей отвлеченную от данной ситуации информацию; развита монологическая речь; умеет рассуждать, высказывать свои соображения; - запоминает учебный материал, понимая его содержание; - запоминает учебный материал, понимая его содержание; - начинает использовать известные и изобретенные им самим способы запоминания и осознавать их; - начинает использовать известные и изобретенные им самим способы запоминания и осознавать их; - решает познавательные задачи на наглядно-образном или словесно-логическом уровнях; - решает познавательные задачи на наглядно-образном или словесно-логическом уровнях; - при решении познавательных задач использует мыслительные действия обобщения, классификации, схематизации, моделирования; - при решении познавательных задач использует мыслительные действия обобщения, классификации, схематизации, моделирования; - проявляется способность понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания; - проявляется способность понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания; - происходит постепенный переход от эгоцентризма к децентрализации (способность видеть предметы и явления с разных позиций); - происходит постепенный переход от эгоцентризма к децентрализации (способность видеть предметы и явления с разных позиций); - решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, который способствует пониманию условий задач. - решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, который способствует пониманию условий задач.
П оказатели произвольности (саморегуляции): П оказатели произвольности (саморегуляции): организует и контролирует свою двигательную активность; организует и контролирует свою двигательную активность; самостоятельно выполняет ряд последовательных действий; самостоятельно выполняет ряд последовательных действий; действует по заданному наглядному образцу; действует по заданному наглядному образцу; действует по письменной инструкции взрослого; действует по письменной инструкции взрослого; подчиняет свои действия правилу; подчиняет свои действия правилу; в ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого. в ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого.
Показатели личностного развития сформирована иерархия познавательных, учебных, игровых и коммуникативных мотивов; сформирована иерархия познавательных, учебных, игровых и коммуникативных мотивов; - в ситуации выбора отдает предпочтение учебным, игровым мотивам; - в ситуации выбора отдает предпочтение учебным, игровым мотивам; - сформированы: положительное отношение к школе; отношение к себе как школьнику; ко взрослому как учителю (способность понять взрослого в качестве учителя, требованиям которого он подчиняется); - сформированы: положительное отношение к школе; отношение к себе как школьнику; ко взрослому как учителю (способность понять взрослого в качестве учителя, требованиям которого он подчиняется); - наблюдается критичность к своим возможностям и усилиям, прилагаемым для достижения результата; - наблюдается критичность к своим возможностям и усилиям, прилагаемым для достижения результата; - наблюдается проявление адекватной, объективной оценки собственных возможностей, деятельности и ее результатов; - наблюдается проявление адекватной, объективной оценки собственных возможностей, деятельности и ее результатов; - появляется способность к общению кооперативно-соревновательного типа и содержательной коммуникации, позволяющей понимать и учитывать действия и позиции партнеров-сверстников; - появляется способность к общению кооперативно-соревновательного типа и содержательной коммуникации, позволяющей понимать и учитывать действия и позиции партнеров-сверстников; - пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях; - пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях; - обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми; - обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми; - эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся. - эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся.
Показатели сформированности учебной деятельности: умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога; умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога; умение осмыслить учебный материал, выделять в нем главное, самостоятельно действовать по заданию педагога; умение осмыслить учебный материал, выделять в нем главное, самостоятельно действовать по заданию педагога; умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая влияние побочных, отвлекающих факторов, использовать простейшие приемы выделения отношений и зависимостей в предметах и явлениях окружающей действительности; умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая влияние побочных, отвлекающих факторов, использовать простейшие приемы выделения отношений и зависимостей в предметах и явлениях окружающей действительности; умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов; умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов; умение оценивать результаты, исходя из предложенных педагогом критериев; умение оценивать результаты, исходя из предложенных педагогом критериев; развиты тонкие движения рук и зрительно-моторная координация. развиты тонкие движения рук и зрительно-моторная координация.