Технология проблемного обучения в начальной школе
Научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий
1.Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования. 2.Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями. 3.Применять дифференцированный подход в учебном и воспитательном процессе.
- низкий уровень интеллектуального развития учащихся; - низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся; - недостаточная материальная база.
Проблемное обучение целесообразно применять: - когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий, - когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным, - когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путём созданий проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предложения.
Структура проблемного урока:
Приёмы создания проблемных ситуаций:
Каждый новый урок – это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить урок по такой структуре по любым предметам. Конечно, работа трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
На данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в разных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь такая личность будет более защищена от стрессов.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.