ЛОСЕВА О.П., ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ЛОСЕВА О.П., ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Школьные трудности Школьная неуспеваемость Школьная дезадаптация
Школьные трудности комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Последствия: выраженное напряжение, ухудшению здоровья, нарушению адаптации, снижению успешности обучения.
Школьная неуспеваемость неудовлетвори- тельные неудовлетвори- тельные оценки по какому-либо предмету в четверти или в году. Последствия: возникновение школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация состояние, при котором не усваивается школьная программа трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями
ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАНА : психическими особенностями ученика; недостаточно сформированной учебной деятельностью; недостатком объема и качества знаний; отношениями с окружающими; деформацией мотивов учения.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ,ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕСОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ физическое и психическое здоровье, физиологические особенности развития мальчиков и девочек. леворукость, ослабленность организма, задержка созревания психики, органического поражения головного мозга, синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Родительско-детские отношения; Неподготовленность детей к школьному обучению; Несформированность предпосылок к обучению и навыков учебной деятельности; наркомания и преступность социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники; несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ. индивидуальные особенности ребенка; индивидуальные особенности ребенка; познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая сферы; познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая сферы; конфликт «учитель-ученик». конфликт «учитель-ученик».
Основные причины школьной неуспеваемости несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе
Основные причины школьной неуспеваемости несформированность мотивов учения
Особенности среднего школьного возраста, способствующие становлению мотивации и препятствующие ей.
Благоприятные особенности мотивации я уже не ребенок занять новую жизненную позицию особая восприимчивость к усвоению норм поведение взрослого общая активность осознание себя как личности потребность в самовыражении и самоутверждении расширение кругозора, избирательность интересов
Неблагоприятные особенности мотивации незрелость оценок самого себя и других; стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим; стремление к самостоятельности избирательный интерес; излишний кругозор; неустойчивость интересов.
Составляющие ответственности Понимание задачи, т.е. знание того, что нужно сделать и как нужно сделать (обсуждение задачи). Согласие с поставленной задачей, под которым понимается ответственность. Чувство ответственности проявляется, если у ребенка есть выбор. Если выбора нет, то лучше не просить, а просто сказать, что ему необходимо сделать. Важная часть ответственности – умение самостоятельно мотивировать собственные действия.
Уровни ответственности На первом уровне ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому. На этом этапе ребенок учится тому, как нужно выполнять. На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Третий уровень ответственности – самостоятельность.
Компоненты ответственности внутренняя мотивация ребенка; личностные качества ребенка (способность к сопереживанию, чуткость, настойчивость, усердие, стойкость, выдержка, готовность отвечать за последствия своих действий).
Факторы, влияющие на школьную успеваемость Социальные причины Физиологические причины Психологические причины Познавательная сфера Мотивационная сфера Эмоционально-волевая сфера Обучение
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Анкетирование учителей (результаты СОШ ЗАТО Видяево) 1. Низкая мотивация (невыполнение д/з) 2. Пропуски уроков 3. Индивидуальные особенности ребенка (интел., личностн.) 4. Слабый контроль родителей. 5. Учительский фактор (не интерес., непонятная подача учеб. материала) 6. Здоровье 7. Соц. среда (семейные проблемы) 8. Низкая активность, перегрузки 9. Проблемы во взаимоотношениях учителей и учеников (страх проверки знаний, конфликты) ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Анкетирование родителей (результаты СОШ ЗАТО Видяево) 1. Слабый контроль родителей. 2. Неинтересное преподавание предмета 3. Лень ребенка 4.Отсутствие интереса и низкая мотивация (мало читают, поверхностные знания). 5. Плохая подготовка д/з 6. Много развлечений (TV, компьютеры, моб.т/ф,..) 7. Проблемы во взаимоотношениях учителей и учеников 8. Неумение организовать свою деятельность (неумение планировать время, неорганизованность, невнимательность, несамостоятельность) 9. Сложность программы (перегруженность, усталость, нехватка времени)
Для оптимизации процесса обучения в школе, необходимо использовать комплексный подход: учитывать точки зрения родителей, педагогов, психологов, врачей и детей.