НЕОАВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА Учебно-методический материал для аспирантов, обучающихся по экономическим специальностям Богданов Дмитрий Дмитриевич, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой Экономической теории
Представители: первое поколение Карл Менгер ( ) (основатель)Карл Менгер второе поколение Эйген фон Бём-Баверк ( ),Эйген фон Бём-Баверк Фридрих фон Визер ( ),Фридрих фон Визер Эмиль Закс ( );Эмиль Закс
Представители: третье поколение Людвиг фон МизесЛюдвиг фон Мизес ( ), Карл ШлезингерКарл Шлезингер ( ), Рихард фон ШтригльРихард фон Штригль ( ), Бенджамин АндерсонБенджамин Андерсон ( ), Фрэнк ФеттерФрэнк Феттер ( ); четвертое поколение Фридрих фон ХайекФридрих фон Хайек ( ), Оскар МоргенштернОскар Моргенштерн ( ), Фриц МахлупФриц Махлуп ( ), Пауль Розенштейн-РоданПауль Розенштейн-Родан ( ), Готфрид фон ХаберлерГотфрид фон Хаберлер ( ), Генри ХэзлиттГенри Хэзлитт ( ), Фридрих ЛутцФридрих Лутц ( ), Феликс КауфманФеликс Кауфман ( ),
Представители: пятое поколение Мюррей РотбардМюррей Ротбард ( ), Израэль КирцнерИзраэль Кирцнер (род. 1930), Людвиг ЛахманнЛюдвиг Лахманн ( ), Джордж ШеклДжордж Шекл ( ); шестое поколение Ганс-Герман ХоппеГанс-Герман Хоппе (род. 1949), Йорг Гвидо ХюльсманЙорг Гвидо Хюльсман (род. 1966), Хесус Уэрта де СотоХесус Уэрта де Сото (род. 1956), Роджер ГаррисонРоджер Гаррисон (род. 1944)
Основные теоретические положения австрийской школы отказ от использования математических методов исследований; крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы; акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей; акцент на гетерогенность и временну́ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла.
Основные теоретические положения австрийской школы Жесткий методологический индивидуализм (methodological individualism), который понимается как анализ человеческой деятельности с точки зрения индивидуальных агентов
Основные теоретические положения австрийской школы Основой методологии является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным).
Основные теоретические положения австрийской школы в сфере экономической политики главными являются принципы свободной экономики (Laissez- faire), экономический либерализм
Основные теоретические положения австрийской школы Социализм неосуществим с обще- концептуальной и моральной точек зрения, т.к. централизованное планирование не может реагировать столь же быстро и оперативно, как рыночная экономика; Рынок меньшее из зол, т.к. «невидимая рука» а) соответствует индивидуальной свободе человека; б) лучше распределяет ограниченные ресурсы; в) дает объективную информацию о спросе и предложении.
Основные теоретические положения австрийской школы Государство «загрязняет» рынок. Вмешательство государства в экономику – «пагубная самонадеянность»; Перераспределение вредит экономике и обществу, неравенство обязательно должно иметь место; Профсоюзы «загрязняют» рынок труда (монополизирую его), поэтому они вредны.
Критика школы Критические замечания формулируются слушателями
Литература Мизес Л. Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война. Хайек Ф. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. Хайек Ф. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. Хайек Ф. А. Частные деньги. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма Мизес Л. Бюрократия. Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. Хайек Ф. А. Дорога к рабству.