Математическое образование в школе и вузе О состоянии и перспективах математического образования в школе и вузе Станислав Смирнов 6 ноября 2012 года
Математическое образование в школе и вузе Математика сегодня За последние годы роль математики в естественных науках и в жизни общества вообще сильно выросла Политики это понимают, и необходимость улучшения математического образования часто декларируется К сожалению, под этим часто понимается улучшение навыков, а не понимания (подготовка потребителя, а не создателя)
Математическое образование в школе и вузе Роль математики сегодня Боинг 777 – первый самолет, спроектированный целиком на компьютере Аэродинамические испытания : вчера и сегодня
Математическое образование в школе и вузе Роль математики сегодня Поиски бозона Хиггса: большой адронный коллайдер в ЦЕРНе
Математическое образование в школе и вузе In recent years, the issue of competence in mathematics has become increasingly important and has been taken up at the highest policy level. Mathematical competence has been identified as one of the key competences necessary for personal fulfilment, active citizenship, social inclusion and employability in a knowledge society. European Commission, Mathematics Education in Europe: Common Challenges and National Policies. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, Brussels Политики о преподавании математики
Математическое образование в школе и вузе Numeracy, mathematical and digital competences and an understanding of science are also vital for full participation in the knowledge society and for the competitiveness of modern economies. Childrens first experiences are crucial, but students are too often anxious about maths and some distort their learning choices to avoid it. Different teaching approaches can improve attitudes, raise attainment levels, and open up new learning possibilities. European Commission, Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Improving competences for the 21st Century: An Agenda for European Cooperation on Schools. COM(2008) 425 final. Brussels Политики о преподавании математики
Математическое образование в школе и вузе In recent years, the majority of countries have revised their mathematics curricula to bring into effect a stronger focus on competences and skills, an increase in crosscurricular links and a greater emphasis on the application of mathematics in everyday life. This learning outcomes-based approach tends to be more comprehensive and flexible in responding to the needs of learners.. European Commission, Mathematics Education in Europe: Common Challenges and National Policies. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, Brussels Политики о преподавании математики
Математическое образование в школе и вузе Проблема трактовки наличия математических «компетенций» Хороший вариант: Компетенция = = понимание знаний (и умение применять) Действительно, во многих странах в программах по математике уменьшили зубрежку в пользу понимания Плохой вариант: Компетенция = умение применять знания (без понимания) Например, этим грешит обучение инженеров во многих странах Эта же дихотомия уже наблюдается в российских университетах в связи с болонской программой Политики о преподавании математики
Математическое образование в школе и вузе А что у нас? Во второй половине XX века мы имели, пожалуй, лучшее в мире школьное и университетское математическое образование, многие элементы были уникальны (ФМШ, кружки, ЗМШ, массовые олимпиады, университетские научные школы...) Сейчас многое сильно ухудшилось… На мировом уровне ФМШ выглядят хорошо Школы выглядят разумно Университеты хуже – отрыв от современной науки Математика в России
Математическое образование в школе и вузе TIMSS2007 TRENDS IN INTERNATIONAL MATHEMATICS AND SCIENCE STUDY проверяет уровень усвоения программы Математика в России 10-летние школьники
Математическое образование в школе и вузе TIMSS2007 TRENDS IN INTERNATIONAL MATHEMATICS AND SCIENCE STUDY проверяет уровень усвоения программы Математика в России 14-летние школьники
Математическое образование в школе и вузе TIMSS2007 TRENDS IN INTERNATIONAL MATHEMATICS AND SCIENCE STUDY проверяет уровень усвоения программы Математика в России Сравнение
Математическое образование в школе и вузе TIMSS2007 TRENDS IN INTERNATIONAL MATHEMATICS AND SCIENCE STUDY проверяет уровень усвоения программы Математика в России Пример задачи
Математическое образование в школе и вузе PISA2009 the Programme for International Student Assessment pisa/ Проверяет умения применять навыки Математика в России 14-летние школьники
Математическое образование в школе и вузе PISA2009 the Programme for International Student Assessment pisa/ Проверяет умения применять навыки Математика в России Пример задачи
Математическое образование в школе и вузе Что делать? Целью образования делать понимание, а не только приобретению навыков Основная цель уроков математики – научить думать и рассуждать Сохранить систему ФМШ Сохранить внешкольное образование Улучшить университетское образование за счет улучшения уровня науки Математика в России
Математическое образование в школе и вузе Что-то в нашем математическом образовании будет меняться в ближайшее время: Указ 599 Президента РФ от7 мая 2012 года: «обеспечить … разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования» Надо постараться, чтобы к лучшему Математика в России
Математическое образование в школе и вузе Спасибо за внимание ! А ФТШ – с юбилеем !