Адаптация первоклассников к школе. Подготовила педагог- психолог Мячина С.А.
Ребенок пришел в первый класс. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Первые месяцы обучения в школе являются чрезвычайно сложными и напряженными. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Школа с первых же дней требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Социально-психологическая адаптация первоклассника может проходить по-разному % детей адаптируются в первые 2-3 месяца, 30% детей адаптируются до конца первого полугодия. У 14% детей адаптация длится до года. Адаптироваться к школе для первоклассника задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нарушением механизмов «приспособления к школьной реальности».
Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этап адаптации к школе, с первоклассниками педагогом-психологом проводятся групповые занятия по программе «Введение в школьную жизнь».
Цель адаптационных занятий: психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития.
Задачи адаптационных занятий: Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь. Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе. Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности первоклассников. Обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка. Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; сплочение классного коллектива.
Поменяемся местами те, кто…
Называем друг друга ласково.
Я рад(а), что в нашем классе есть Алеша…
Говорим друг другу комплименты.
Хлопните в ладоши те, кто…
Теперь я знаю, как войти в класс, если опоздаю на урок…
На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как ты поступишь в этой ситуации?
Девочка обозвала тебя на перемене. Что ты сделаешь?
Ты увидел, что твои одноклассники дерутся Как ты поступишь?
Такими мы были на подготовке.
А такие мы сейчас!