ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 33 «Радуга» Федоткина Мария Сергеевна
Актуальность: повышение эффективности обучения детей с задержкой психического развития реализация принципиально нового подхода к деятельности существующих центров, которые сегодня зачастую играют роль «скорой помощи», корректируя проблемные ситуации, связанные с трудностями поведения и обучения ребенка в образовательном учреждении.
Цель: Обеспечение оптимальных условий для обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, реализация которой предполагает достижение комплекса задач.
Задачи: помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Основные направления в контексте обозначенных задач: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
При задержки психического развития (ЗПР) прослеживаются: Эмоциональная незрелость; Недостаточная познавательная активность; Неадекватная самооценка (чаще переоценивает себя).
Психологические методики: беседа с детьми на определение сформированности «внутренней позиции школьника» (М.Н. Ильина); тест «Веселый – грустный» (М.Н. Ильина); тест «Представь себе…» (М.Н. Ильина); проективная методика «Рисунок семьи»; тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен); изучение умственного развития А.Бинэ – Т. Симона (вариант Л. Термена); тест А.И.Захарова на оценку уровня тревожности (для родителей); методика С. Лиепинь для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания; обобщение понятий (исследование логичности мышления); тест «Запрещенные слова» ( оценить сформированность произвольности, уровень развития речи).
Игры и упражнения: игра«Портфель первоклассника»; игра «Я положил в портфель»; упражнение «Найди лишнюю картинку»; игра «Да» и «нет» не говорить; разгадывание загадок про школу; дидактическая игра «Кто больше назовет действий»; рисование детьми на тему «Как я представляю себя в школе».
Результаты по формированию мотивационной готовности формирование знаний о школьных правилах, положительного настроя на обучение в школе, на обобщение правил, обсуждение их значения для будущей школьной жизни, обогащение представлений о том, что должен знать ученик, формирование умения контролировать свои действия, развитие произвольного внимания, объема и концентрации внимания, логического мышления, воображения.