Юридическое образование в Сибирском Федеральном Университете и Болонский процесс
2 Что такое Болонский процесс? В 1999 году министры образования 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию. В 1999 году министры образования 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию. Болонским процессом стали именовать движение, цель которого заключается в "гармонизации" систем образования Болонским процессом стали именовать движение, цель которого заключается в "гармонизации" систем образования
3 В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса Российская Федерация обязалась до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса Российская Федерация обязалась до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса
4 Основные принципы Болонского процесса 1) введение двухуровневой системы обучения 1) введение двухуровневой системы обучения 2) расширение мобильности 2) расширение мобильности 3) контроль качества образования 3) контроль качества образования 4) введение кредитной системы для оценки качества обучения 4) введение кредитной системы для оценки качества обучения 5) обеспечение трудоустройства выпускников 5) обеспечение трудоустройства выпускников
5 Каков основной смысл Болонского процесса? «Гармонизация» образования есть приведение форм, содержания и результатов высшего образования в различных странах в сопоставимый вид «Гармонизация» образования есть приведение форм, содержания и результатов высшего образования в различных странах в сопоставимый вид Цель – взаимообогащение образовательных систем разных стран и создание предпосылки для большей свободы трудоустройства специалистов Цель – взаимообогащение образовательных систем разных стран и создание предпосылки для большей свободы трудоустройства специалистов
6 Факторы, которые необходимо помнить, желая вступить в Болонский процесс 1. Сближение образовательных систем – дело добровольное и индивидуальное 2. Размах, формы и интенсивность сближения высшего образования зависят от особенностей конкретной профессии, потребностей рынка труда, традиций конкретных вузов и особенностей культуры данной страны
7 Нужно ли Юридическому институту СФУ заниматься такой стандартизацией юридического образования? Безусловно, ДА! Безусловно, ДА! Однако необходимо учитывать следующее: Однако необходимо учитывать следующее:
8 Некоторые особенности, которые необходимо учитывать при сближении юридического образования России и зарубежных стран Два уровня образования с точки зрения работодателей должны выглядеть так: Бакалавриат – утилитарно ориентированная 4-х летняя подготовка; Два уровня образования с точки зрения работодателей должны выглядеть так: Бакалавриат – утилитарно ориентированная 4-х летняя подготовка; Магистратура –два года дополнительной углубленной подготовки для научно- исследовательской или высокопрофессиональной деятельности Магистратура –два года дополнительной углубленной подготовки для научно- исследовательской или высокопрофессиональной деятельности
Расширение мобильности студентов и преподавателей : - между российскими вузами – чем больше, тем лучше - между российскими и иностранными вузами – только для специализированных групп студентов и преподавателей, которые прошли дополнительную подготовку ( иностр. язык, основы иностранного права ) 9
Особенности сближения юридического образования России и зарубежных стран (продолжение) контроль качества образования контроль качества образования - в бюджет ЮИ СФУ должны быть заложены специальные средства на эту деятельность - в бюджет ЮИ СФУ должны быть заложены специальные средства на эту деятельность - методики такого контроля можно разрабатывать в кооперации с практиками, а также российскими и иностранными университетами - методики такого контроля можно разрабатывать в кооперации с практиками, а также российскими и иностранными университетами 10
Особенности сближения юридического образования России и зарубежных стран (продолжение) введение кредитной системы для оценки качества обучения: -традиционная система оценки качества обучения недостаточно гибкая, диапазон баллов нужно увеличить до единиц -не стоит учитывать такой критерий, как посещаемость занятий… -нужно пересмотреть условия выполнения письменных работ, чтобы исключить плагиат 11
Особенности сближения юридического образования России и зарубежных стран (продолжение) обеспечение трудоустройства выпускников: обеспечение трудоустройства выпускников: - в России существовала система трудоустройства, теперь пришла пора возродить ее, но в другой форме и на других основаниях - в России существовала система трудоустройства, теперь пришла пора возродить ее, но в другой форме и на других основаниях - сотрудничество с другими университетами и социальными службами в создании системы трудоустройства выпускников было бы весьма полезно - сотрудничество с другими университетами и социальными службами в создании системы трудоустройства выпускников было бы весьма полезно 12
Особенности сближения юридического образования России и зарубежных стран (продолжение) Право – не физика или химия, закономерности в этих областях знаний одинаковы для всех странах Право – не физика или химия, закономерности в этих областях знаний одинаковы для всех странах Право же подобно лицу у каждого человека – у каждого государства – свое законодательство, которое может быть только похоже на законодательство другой страны Право же подобно лицу у каждого человека – у каждого государства – свое законодательство, которое может быть только похоже на законодательство другой страны 13
14 Особенности сближения юридического образования России и зарубежных стран (продолжение) содержание учебных дисциплин для студентов-юристов университетов разных стран будет различным содержание учебных дисциплин для студентов-юристов университетов разных стран будет различным однако методы и формы обучения, способы организации учебного процесса, контроль качества обучения, контроль качества знаний и способы трудоустройства выпускников могут быть схожими однако методы и формы обучения, способы организации учебного процесса, контроль качества обучения, контроль качества знаний и способы трудоустройства выпускников могут быть схожими
Болонский процесс в Юридическом институте СФУ – через экспериментальную площадку Такая площадка на ЮИ СФУ существует уже 10 лет – это Отделение Сравнительного Правоведения Такая площадка на ЮИ СФУ существует уже 10 лет – это Отделение Сравнительного Правоведения Кроме особенного содержания, в учебном процессе ОСП отрабатывались многие принципы Болонского процесса Кроме особенного содержания, в учебном процессе ОСП отрабатывались многие принципы Болонского процесса Именно поэтому Европейская комиссия и Германия израсходовали за 9 лет на проекты, результатом которых стало ОСП, более 3-х миллионов евро Именно поэтому Европейская комиссия и Германия израсходовали за 9 лет на проекты, результатом которых стало ОСП, более 3-х миллионов евро 15
Значение ОСП Во-первых, это подготовка российских юристов, которые способны обеспечить непосредственное правовое сотрудничество с компаниями-нерезидентамиВо-первых, это подготовка российских юристов, которые способны обеспечить непосредственное правовое сотрудничество с компаниями-нерезидентами Во-вторых, это экспериментальая площадка для внедрения принципов Болонского процессаВо-вторых, это экспериментальая площадка для внедрения принципов Болонского процесса 16
17 Значение ОСП (продолжение) Юристы с подобной подготовкой нужны и обществу, и государству, и бизнесу, однако в сравнительно небольших количествах Юристы с подобной подготовкой нужны и обществу, и государству, и бизнесу, однако в сравнительно небольших количествах Это весьма дорогостоящие специалисты и по их подготовке, и по оплате их труда Это весьма дорогостоящие специалисты и по их подготовке, и по оплате их труда
18 Заключение Университеты работают не на сегодня, а на лет вперед Университеты работают не на сегодня, а на лет вперед Поэтому в учебной деятельности университета всегда должно существовать стремление адекватного упреждающего ответа на вызовы реалий деловой и социальной жизни общества Поэтому в учебной деятельности университета всегда должно существовать стремление адекватного упреждающего ответа на вызовы реалий деловой и социальной жизни общества
19 Заключение (продолжение) Юридический институт СФУ имеет очень хорошие заделы для того, чтобы быть в числе наиболее продвинутых университетов в области развития юридического образования, адекватного требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дняЮридический институт СФУ имеет очень хорошие заделы для того, чтобы быть в числе наиболее продвинутых университетов в области развития юридического образования, адекватного требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня
20 СПАСИБО!