Результаты мониторинга перевода региональных услуг в электронный вид на Едином портале (по состоянию на ноябрь 2012 года) Негородов Виталий Станиславович Заведующий исследовательским сектором Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ По итогам мониторинга, проведенного в ноябре 2012 года
МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА ПЕРЕВОДА УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД
Этапы перевода услуг в электронный вид Информация о государственных услугах доступна в сети Интернет на Едином портале. Реализованы сервисы поиска (по региону, тематике и т.д.) Доступны все необходимые формы: заявлений, анкет, бланков платёжных документов. Формы можно заполнить, распечатать, сохранить. Реализована он-лайн подача полного пакета документов для получения услуги. Реализована удалённая оплата пошлин Подача документов «запускает» предоставление услуги Заявитель может осуществлять удалённый мониторинг хода предоставления услуги. Реализованы различные каналы доступа (sms, …) Заявитель может осуществить ВСЕ действия для получения услуги удалённо (запись на прием, получение результата услуги в эл. виде)
Методика мониторинга ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ МОНИТОРИНГА Требования законодательства к составу сведений об услугах, подлежащих размещению в Федеральном реестре и на Едином портале (Постановление 861) Законодательно обоснованные ожидания получателей услуг МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА Формирование перечня индикаторов, проверяющих соответствие требованиям законодательства и ожиданиям получателей услуг Формирование методики оценки и оценка услуг на соответствие требованиям этапов 1/0 Показатель соответствия по I этапу Показатель соответствия по II этапу Показатель соответствия по III этапу Показатель соответствия по IV этапу Показатель соответствия по V этапу Интегральный показатель соответствия 1/0 ~ ~ ~ ~ ~ НА ВЫХОДЕ МОНИТОРИНГА Показатель соответствия каждому из этапов, которые на момент проведения мониторинга должны быть реализованы в отношении данной услуги (% выполненных требований по этапу). Интегральный показатель соответствия (% выполненных требований по всем этапам). Индикаторы соответствия 4
Оценка доступности услуг 5 Навигационная доступностьПоисковая доступность Оценка возможности обнаружить и воспользоваться опубликованной информацией об услуге через поисковые инструменты, тематические и ведомственные рубрикаторы. Пример Примеры индикаторов методики: «Поиск через Интернет» – 1/0 «Внутренний поиск» – 1/0 «Ведомственный рубрикатор» - 1/0 +
Оценка соответствия услуги I этапу 6 Перечень индикаторов основан на перечне сведений, подлежащих публикации на Едином портале в соответствии с постановлением Правительства РФ 861 I 1 Информация о государственных услугах доступна в сети Интернет на Едином портале. Реализованы сервисы поиска (по региону, тематике и т.д.) Постановление Правительства РФ 861, Приложение 1, Перечень сведений о государственной или муниципальной услуге (функции)…: 13. Основания для приостановления предоставления либо отказа в предоставлении услуги (если возможность приостановления либо отказа в предоставлении услуги предусмотрена законодательством Российской Федерации) Пример Пример индикатора методики: «Основания для отказа»: 1 – перечень оснований имеется, 0 – перечень оснований отсутствует
Оценка соответствия услуги II этапу Перечень индикаторов основан на: требовании постановления Правительства РФ 861 о размещении на Едином портале форм документов требовании ФЗ 210 о доступности обращения за предоставлением услуг Пример Примеры индикаторов методики: «Образец документа» - образец заполнения док-та, может быть представлен в любом виде (скан, эл.форма) - 1/0 «Шаблон/бланк документа» - доступен бланк для заполнения в любом виде (скан, эл.форма) - 1/0 «Электронная форма заявления» - бланк для заполнения представлен в эл. виде, его можно заполнить - 1/0 «Формат электронной формы» - формат допускает работу с формой без установки специального ПО - 1/0 2 Доступны все необходимые формы: заявлений, анкет, бланков платёжных документов. Формы можно заполнить, распечатать, сохранить. 77 7
Оценка соответствия услуги III этапу Перечень индикаторов основана: требовании постановления Правительства РФ 861 о размещении на Едином портале форм документов требовании ФЗ 210 о доступности обращения за предоставлением услуг Пример Примеры индикаторов методики: «Интерфейс на странице» - наличие кнопки подачи заявления со странице с информацией по подуслуге - 1/0 «Базовая работоспособность интерфейса» - кнопка работает и открывает интерфейс для подачи заявления - 1/0 «Работоспособность при отправке» - после заполнения формы и приложения необходимых документов, заявление отправляется - 1/0 «Уведомление о принятии к рассмотрению» - уведомление о том, что заявление принято ведомством - 1/0 3 Реализована он-лайн подача полного пакета документов для получения услуги. Реализована удалённая оплата пошлин Подача документов «запускает» предоставление услуги
Оценка соответствия услуги IV этапу 2 Перечень индикаторов основан на: законодательно обоснованные ожидания получателей услуг требовании ФЗ 210 о доступности обращения за предоставлением услуг Пример Примеры индикаторов методики: «Уведомление о принятии к рассмотрению» - получение уведомления о принятии заявления к рассмотрению - 1/0 «Уведомление об отказе и ошибках» - уведомление при подаче тестового пакета документов - 1/0 «Перечень необходимых шагов для исправления» - рекомендации по исправлению в уведомлении - 1/0 «Консультирование по ошибкам» - уведомление содержит контактные данные лица для получения консультации - 1/0 4 Заявитель может осуществлять удалённый мониторинг хода предоставления услуги. 9 9
Оценка соответствия услуги V этапу 10 Перечень индикаторов основан на: законодательно обоснованные ожидания получателей услуг требовании ФЗ 210 о доступности обращения за предоставлением услуг Пример Примеры индикаторов методики: «Информирование о результате» - получено уведомление о готовности результата оказания услуги - 1/0 «Режим работы для получения результата» - получена информация о режиме работы органа власти - 1/0 «Результат предоставлен в электронном виде» - если такое не противоречит законодательству - 1/0 5 Заявитель может осуществить ВСЕ действия для получения услуги удалённо (запись на прием, получение результата услуги в эл. виде)
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ДОСТУПНОСТИ 11 Доступность услуг через внешние поисковые системы Доступность услуг через внутреннюю поисковую систему Единого портала Доступность услуг через ведомственный рубрикатор
Степень соответствия требованиям доступности 63% Май 2012 года 64% Ноябрь 2012 года Динамика индикаторов: Наименование индикатора Ноябрь 2010 г Май 2012 г Ноябрь 2012 г Динамика 2012 г Поиск через интернет10%0%* - Внутренний поиск59%93%99%+ 6% Ведомственный рубрикатор7%96%88%- 8% * Нулевая степень соответствия по индикатору «Поиск через интернет» связана с выходом новой версии Единого портала в апреле 2012 года, страницы которого до сих пор не проиндексированы внешними поисковыми системами 12
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ I ЭТАПА 13 Информация о ВСЕХ государственных услугах доступна в сети Интернет на Едином портале Реализованы сервисы поиска (по региону, тематике и т.д.) Распоряжение Правительства РФ «О внесении изменений в распоряжения Правительства Российской Федерации» от 28 декабря 2011 г р Региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления: до 1 марта 2012 г. - завершить размещение информации об услуге (функции) на Едином портале (I этап);
Новые функции Федерального реестра в соответствии с ППРФ Наименования органов власти и учреждений (организаций), участвующих в предоставлении услуги Наименования органов власти и учреждений (организаций), участвующих в предоставлении услуги Технологическая карта межведомственного взаимодействия Технологическая карта межведомственного взаимодействия
Новые функции Федерального реестра в соответствии с ППРФ Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении услуги лично Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении услуги лично Информация о внутриведомственных и межведомственных административных процедурах, подлежащих выполнению органом, предоставляющим услугу, в том числе информация о промежуточных и окончательных сроках таких административных процедур Информация о внутриведомственных и межведомственных административных процедурах, подлежащих выполнению органом, предоставляющим услугу, в том числе информация о промежуточных и окончательных сроках таких административных процедур
Новые функции Федерального реестра в соответствии с ППРФ Сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления услуги, правовых основаниях и размерах платы, взимаемой с заявителя, методике расчета платы за предоставление услуги с указанием нормативного правового акта, которым эта методика утверждена Сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления услуги, правовых основаниях и размерах платы, взимаемой с заявителя, методике расчета платы за предоставление услуги с указанием нормативного правового акта, которым эта методика утверждена
Новые функции Федерального реестра в соответствии с ППРФ Сведения о структурных подразделениях органов, предоставляющих услугу (исполняющих функцию), и их руководителях, ответственных за предоставление государственной (муниципальной) услуги (исполнение государственной (муниципальной) функции) Сведения о структурных подразделениях органов, предоставляющих услугу (исполняющих функцию), и их руководителях, ответственных за предоставление государственной (муниципальной) услуги (исполнение государственной (муниципальной) функции)
Новые функции Федерального реестра в соответствии с ППРФ Номера справочных телефонов, факсов, адреса официальных сайтов в сети Интернет, адреса электронной почты, графики работы органов, предоставляющих услуги (исполняющих функции), в том числе их территориальных органов, а также учреждений (организаций), предоставляющих услуги Номера справочных телефонов, факсов, адреса официальных сайтов в сети Интернет, адреса электронной почты, графики работы органов, предоставляющих услуги (исполняющих функции), в том числе их территориальных органов, а также учреждений (организаций), предоставляющих услуги
Соответствие требованиям I этапа 48% Май 2012 г 56% Ноябрь 2012 г 1919 Наименование индикатора Май 2012 г Ноябрь 2012 г 44. Должностные лица для рассм. жалобы 57%47% 13. Наименования органов- участников 37%41% 24. Действия органа власти 47%37% 43. Отказ в рассмотрении жалобы 29%33% 45. Контакты для обжалования 18%17% 28. Акты по пошлине 8%11% 19. Срок ожидания в очереди 5%8% 25. Административные процедуры 5%6% 26. Сроки административных процедур 5% Наименование индикатора Май 2012 г Ноябрь 2012 г 18. Срок регистрации заявления 2%5% 32. Платежные реквизиты 2% 40. Сроки подачи жалобы 2% 30. Методика расчета 1% 31. Акты по методике расчета 1% 07. Дата размещения подуслуги 0% 08. Дата внесения изменений по подуслуге 0% 09. Основания изменений по подуслуге 1%0% 11. Дата размещения услуги 0%
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ II ЭТАПА 2020 Доступны все необходимые формы: заявлений, анкет, бланков платёжных документов Формы можно заполнить, распечатать, сохранить Распоряжение Правительства РФ «О внесении изменений в распоряжения Правительства Российской Федерации» от 28 декабря 2011 г р Региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления: до 1 июля 2012 г. - завершить размещение форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги (функции), и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде (II этап);
64% Май 2012 г 59% Ноябрь 2012 г Соответствие требованиям II этапа 21 Наименование индикатораМай 2012 гНоябрь 2012 г 82. Возврат документа96%94% 83. Обязательность предоставления97%93% 92. Электрон форма квитанции88%85% 93. Формат электронной формы88%85% 91. Образец заполнения квитанции88%85% 86. Шаблон (бланк) док-та54%62% 88. Формат электронной формы док-та54%61% 87. Электронная форма док-та54%61% 89. Наименование ведомства (организации)46%35% 85. Образец заполнения док-та33%28% 81. Оригинал / копия24% 90. Наименование сопутствующей услуги (подуслуги) 37%23%
Рейтинг соответствия требованиям доступности и I-II этапов п/п СубъектДоступностьI этапII этап ИТОГОВОЕ СРЕДНЕЕ 1Республика Дагестан67%60%72%66% 2Ленинградская область67%59%71%65% 3Нижегородская область67%61%66%65% 4Республика Адыгея66%59%67%64% 5Республика Кабардино-Балкария67%55%70%64% 6Приморский край67%56%68%64% 7Калужская область63%59%70%64% 8Ханты-Мансийский АО67%61%64% 9Свердловская область67%59%65%63% 10Самарская область67%55%69%63% 11Вологодская область67%60%63% 12Забайкальский край67%57%65%63% 13Республика Карелия65%62% 63% 14Республика Бурятия62%59%68%63% 15Магаданская область67%59%63% 16Псковская область67%57%65%63% 17Костромская область67%59%63% 18Хабаровский край67%55%67%63% 19Курская область67%60%62%63% 20Московская область66%57%65%63% ………………
Рейтинг соответствия требованиям доступности и I-II этапов п/п СубъектДоступностьI этапII этап ИТОГОВОЕ СРЕДНЕЕ 21Кировская область67%60%61%63% 22Смоленская область67%55%66%62% 23Камчатский край67%58%62% 24Тамбовская облсть65%55%66%62% 25Краснодарский край67%58%61%62% 26Оренбургская область64%55%67%62% 27Красноярский край67%57%63%62% 28Амурская область67%57%62% 29Республика Коми67%51%68%62% 30Иркутская область67%56%63%62% 31Астраханская область65%63%57%62% 32Архангельская область59%63%62% 33Ярославская область65%56%64%62% 34Еврейский АО67%57%60%61% 35Чукотский АО67%49%66%61% 36Республика Алтай66%52%65%61% 37Ставропольский край61%58%63%61% 38Саратовская область66%61%54%60% 39Челябинская область67%55%59%60% 40Тюменская область64%54%62%60% ………………
Рейтинг соответствия требованиям доступности и I-II этапов п/п СубъектДоступностьI этапII этап ИТОГОВОЕ СРЕДНЕЕ 41Новгородская область65%60%55%60% 42Сахалинская область58% 64%60% 43Санкт-Петербург67%57%56%60% 44Ямало-Ненецкий АО66%61%52%60% 45Республика Башкортостан67%58%54%60% 46Волгоградская область65%56%58%60% 47Республика Мордовия65%58%55%59% 48Республика Удмуртия67%54%57%59% 49Ульяновская область67%59%51%59% 50Омская область65%57%54%59% 51Тульская область64%55%57%59% 52Липецкая область64%56%57%59% 53Курганская область64%54%57%59% 54Кемеровская область62%53%61%59% 55Ростовская область63%56%57%59% 56Новосибирская область67%59%50%58% 57Пензенская область67%46%63%58% 58Республика Калмыкия67%49%60%58% 59Рязанская область64%54%57%58% 60Ненецкий АО67%57%50%58% ………………
Рейтинг соответствия требованиям доступности и I-II этапов п/п СубъектДоступностьI этапII этап ИТОГОВОЕ СРЕДНЕЕ 61Республика Карачаево-Черкессия67%56%50%58% 62Брянская область63%51%58% 63Республика Чувашия67%51%55%58% 64Республика Хакасия67%49%56%57% 65Москва67%52%53%57% 66Ивановская область63%55%52%57% 67Орловская область67%53%51%57% 68Республика Татарстан67%50%51%56% 69Воронежская область39%57%70%56% 70Республика Марий-Эл67%57%43%55% 71Тверская область67%44%55% 72Белгородская область60%52%53%55% 73Республика Саха67%44%54%55% 74Алтайский край60%52% 55% 75Республика Тыва67%54%41%54% 76Пермский край67%57%36%53% 77Томская область55%58%46%53% 78Владимирская область55%45%56%52% 79Мурманская область57%51%47%52% 80Республика Чечня67%50%35%50% 81Калининградская область56%46%48%50% 82Республика Северная Осетия53%54%36%47%
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ III-V ЭТАПОВ 26 III этап: Реализована он-лайн подача полного пакета документов для получения услуги. Подача документов «запускает» предоставление услуги. IV этап: Заявитель может осуществлять удалённый мониторинг хода предоставления услуги (как минимум, по электронной почте и в личном кабинете Единого портала) V этап: Реализована возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в указанной форме запрещено федеральным законом Распоряжение Правительства РФ «О внесении изменений в распоряжения Правительства Российской Федерации» от 28 декабря 2011 г р Региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления: до 1 января 2013 г. - обеспечить возможность представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала (III этап); до 1 июля 2013 г. - обеспечить возможность для заявителей осуществлять в электронном виде мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции (IV этап); до 1 января 2014 г. - обеспечить возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде (V этап).
Нормативные требования к переводу услуг на III этап 27 Распоряжение Правительства РФ от р III этап - обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг (функций) представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от ФЗ При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Постановление Правительства РФ «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» от г. 861 возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги; доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов; возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг. Требования законодательства к III этапу перевода услуг в электронный вид не достаточно детализированы
Ожидания пользователей при переводе услуг на III этап (начало) 28 Подача полного пакета необходимых документов, включая документы, подтверждающие факт оплаты пошлин и иных платежей, необходимых для предоставления услуги (не только заявление) Подача полного пакета необходимых документов, включая документы, подтверждающие факт оплаты пошлин и иных платежей, необходимых для предоставления услуги (не только заявление) Отсутствует необходимость использования платного программного обеспечения Подача заявления в эл. форме освобождает от необходимости личного посещения ведомства для подачи дополнительных документов или бумажных оригиналов документов* Подача заявления в эл. форме освобождает от необходимости личного посещения ведомства для подачи дополнительных документов или бумажных оригиналов документов* * За исключением услуг, в отношении которых законодательно установлена необходимость личного присутствия заявителя, либо услуг, для получения которых необходимо предоставить образцы продукции или иные материальные объекты Предусмотрена возможность записи на прием в случаях, когда визит заявителя в ведомство обязателен Предусмотрена возможность записи на прием в случаях, когда визит заявителя в ведомство обязателен Заявитель имеет возможность уплаты в электронной форме посредством Единого портала государственной пошлины или иной платы Заявитель имеет возможность уплаты в электронной форме посредством Единого портала государственной пошлины или иной платы
Ожидания пользователей при переводе услуг на III этап (продолжение) 29 Заявитель получает уведомление о факте получения ведомством направленных заявителем документов в течение суток Заявитель получает уведомление о факте получения ведомством направленных заявителем документов в течение суток Заявитель получает уведомление о результатах предварительного рассмотрения пакета документов на комплектность и правильность заполнения Заявитель получает уведомление о результатах предварительного рассмотрения пакета документов на комплектность и правильность заполнения Заявитель получает полную и своевременную информацию о действиях, следующих за предварительным рассмотрением пакета документов Заявитель получает полную и своевременную информацию о действиях, следующих за предварительным рассмотрением пакета документов В уведомлении по итогам предварительного рассмотрения заявления имеются телефоны для получения консультации, которые работают В уведомлении по итогам предварительного рассмотрения заявления имеются телефоны для получения консультации, которые работают
Лидеры по числу услуг с кнопкой «Получить услугу» п/п Субъект Число исследованн ых услуг Число услуг с кнопкой "Получить услугу" Число услуг с работающей кнопкой "Получить услугу" Работоспос обность при отправке Уведомление об отправке заявления Непосредствен ный результат после подачи 1 Санкт-Петербург Алтайский край Калининградская область Саратовская область Пермский край Брянская область Липецкая область Владимирская область Курганская область Новосибирская область Республика Северная Осетия Республика Тыва Самарская область Кировская область Республика Алтай Челябинская область Республика Кабардино-Балкария Томская область Омская область Ярославская область
Отстающие по числу услуг с кнопкой «Получить услугу» п/п Субъект Число исследованн ых услуг Число услуг с кнопкой "Получить услугу" Число услуг с работающей кнопкой "Получить услугу" Работоспос обность при отправке Уведомление об отправке заявления Непосредствен ный результат после подачи 21 Калужская область Республика Саха Республика Бурятия Тюменская область Ненецкий АО Ивановская область Белгородская область Забайкальский край Кемеровская область Пензенская область Мурманская область Ямало-Ненецкий АО Курская область Смоленская область Магаданская область Республика Башкортостан Республика Дагестан Республика Марий-Эл Рязанская область Тамбовская область … …………………
Отстающие по числу услуг с кнопкой «Получить услугу» п/п Субъект Число исследованн ых услуг Число услуг с кнопкой "Получить услугу" Число услуг с работающей кнопкой "Получить услугу" Работоспос обность при отправке Уведомление об отправке заявления Непосредствен ный результат после подачи 41 Тульская область Хабаровский край Ханты-Мансийский АО Волгоградская область Орловская область Оренбургская область Свердловская область Ленинградская область Республика Удмуртия Республика Хакасия Ставропольский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Вологодская область Воронежская область Еврейский АО Иркутская область Камчатский край Костромская область … …………………
Отстающие по числу услуг с кнопкой «Получить услугу» п/п Субъект Число исследованн ых услуг Число услуг с кнопкой "Получить услугу" Число услуг с работающей кнопкой "Получить услугу" Работоспос обность при отправке Уведомление об отправке заявления Непосредствен ный результат после подачи 61 Краснодарский край Красноярский край Московская область Нижегородская область Новгородская область Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Мордовия Республика Татарстан Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Сахалинская область Тверская область Ульяновская область Чукотский АО Москва Республика Ингушетия* ИТОГО * Не опубликовано ни одно услуги на Едином портале
Переадресация с Единого портала на региональные порталы госуслуг 34 Неудачный пример переадресации Удачный пример переадресации
Типовые ошибки при отправке заявления в электронном виде Услуга не доступна – 53 услуги
Типовые ошибки при отправке заявления в электронном виде Ошибка при формировании/отправке запроса в ведомство – 47 услуг
Рейтинг субъектов по числу информационных услуг, соответствующих V этапу 37 п/п Субъект Число информационных услуг 1 Мурманская область3 Новосибирская область3 2 Брянская область2 Калужская область2 Курганская область2 Курская область2 Липецкая область2 Тюменская область2 Ярославская область2 3 Калининградская область1 Омская область1 Оренбургская область1 Орловская область1 Пермский край1 Республика Бурятия1 Республика Тыва1 Республика Хакасия1 Свердловская область1 Смоленская область1 Ставропольский край1 Общий итог31
Рекомендации для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Учесть сроки перевода услуг в электронный вид в соответствии с Распоряжением 2415-р. Проверить услуги на соответствие требованиям I-III этапов в соответствии с методикой. Организовать переадресацию с Единого портала на региональные порталы госуслуг, в случае, если такая переадресация отсутствует. Убедиться в стабильности работы сервисов подачи электронных заявлений на Едином портале. Протестировать функционал уведомления заявителей о текущих статусах рассмотрения заявлений, а также сроки рассмотрения заявлений, поступивших посредством Единого портала. Сформировать и направить перечень замечаний по работе Единого портала в отношении опубликованных услуг в адрес Минкомсвязи России для их устранения. 38
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Методика и результаты мониторинга будут размещены на сайте Минэкономразвития в разделе «Электронное правительство» А также разосланы по электронной почте. 39