«Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих ФГОС НОО» Подготовила воспитатель ГПД МБОУ «Засосенская СОШ» Юркова М. Н.
Что такое «информационная культура»? Информационная культура – это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих извлекать и использовать информацию независимо от места ее нахождения.
Направления работы по формированию информационной культуры школьников (согласно Стандартов второго поколения) 1) получение, поиск и фиксация информации; 2) понимание и преобразование информации; 3) применение и представление информации; 4) оценка достоверности полученной информации.
Основные источники информации младших школьников Книга Слово как символ понятия Наблюдение Компьютер, интернет Межличностное общение
Книга, книжный текст Книга, книжный текст Это основной источник знаний для детей в начальной школе. Из книг ученик усваивает информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации. Книги обогащают словарный запас, развивают память, мышление, внимание; учат работать с рисунками, таблицами, делать выводы, выделять главное и второстепенное в тексте.
Слово - как символ понятия Это работа с различными словарями. С помощью словарей ученики усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Задача начальной школы – научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную для себя информацию.
Наблюдение Источник информации при котором ученики планомерно и целенаправленно наблюдают за каким-либо объектом, предметом или явлением. Наблюдение обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Через наблюдение идет извлечение информации (условные знаки на плане и карте, состав слова, схемы слов и предложений и т.д.).
Экскурсия в парк с целью наблюдения за явлениями в природе и приметами осени. Сбор семян каштанов для поделок
Компьютер Использование компьютера на уроках и внеклассных занятиях оживляет процесс обучения. Информационные объекты, демонстрируемые на компьютере – это изображения, видеофрагменты, фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фильмы, мультфильмы наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом.
Использование компьютерной презентации «Наши пернатые соседи» на внеклассном мероприятии День птиц
Интернет Это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы, и помогает мгновенно осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Учитель направляя школьников к ресурсам интернета, может организовать исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углубленный поиск информации, создание презентаций.
Межличностное общение Осуществляется между учениками, ученика с учителем, родителями, знакомыми. Общение дает человеку возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы поведения. Только через прямое общение одни люди передают другим свой индивидуальный опыт. Этот опыт включает все: от гигиенических навыков до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности.
Экскурсия в Свято-Троицкий храм с. Засосна в праздник Крещения Господня
Спасибо за внимание