УРОК В 5 КЛАССЕ Учитель русского языка: Фёдорова М.А. МБОУ Лукинская ООШ
Цели урока Обучающие: 1. Дать определение понятия «обращение». 2. Дать представление об использовании обращения в речи. 3. Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями. Развивающие: 1. Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего. 2. Развивать устную речь. Воспитывающие: Воспитывать любовь к русской литературе.
Термины. предложение, в котором есть только один главный член предложения предложение, в котором есть оба главных члена раздел науки о языке, который изучает предложение и словосочетание раздел науки о языке, который изучает знаки препинания предложение, в котором одна грамматическая основа подлежащее и сказуемое. Синтаксис Двусоставное предложение Односоставное предложение Пунктуация Простое предложение Грамматическая основа предложения
Помогите, ребята! В моих сказках потерялись обращения. -
Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи… Ах ты, мерзкое ст..кло! Это врёш.. ты мне назло. Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, к..рыто! Смилуйся, государыня ры..ка: Еще пуще старуха брани(ться,тся)… Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.. Нераспространённое обращение состоит из одного слова. Распространённое обращение состоит из нескольких слов.
Балдушка, погоди ты морщить море… А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Не губи меня, девица! Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу… В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми. Это знаки выделения. Я всегда произношусь с интонацией звательной. Запятая при мне должна быть обязательно.
Балдушка, погоди ты морщить море… А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Не губи меня, девица! Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу… [О, …]. [ …, О, …]. [ …, О]. [ О! …]. На письме я появлюсь- всегда рядом запятая. Как в начале появлюсь, запятою отдалюсь. В середину заберусь, запятыми отделюсь. А в конце я появлюсь, запятою прицеплюсь. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.
Вставьте, мои умные ученики, нужные обращения. 1. –Здравствуй, __________, - говорит он, - будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября Здравствуй, _____________! Что ты тих, как день ненастный? 3. Месяц, месяц, ________, ____________! Ты встаёшь во тьме глубокой… 4. Отпусти ты, ________, меня в море…
Проверьте, дорогие пятиклассники, нужные обращения. 1. –Здравствуй, красная девица, - говорит он, - будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? 3. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой… 4. Отпусти ты, старче, меня в море…
- Молодцы, ребята!
Физкультминутка А вот и я! Берегите зрение!
Задание: выполнить синтаксический разбор предложения: Отпусти ты, старче, меня в море. Основное изучили мы про обращение: Не является оно членом предложения!
Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее. И царица хохотать, И плечами пожимать… Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. Здравствуй, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи…
Выпросил дурачина корыто! Здравствуй грозная царица! Бабушка постой немножко…
Выпросил, дурачина, корыто! Здравствуй, грозная царица! Бабушка, постой немножко…
1. Обращение – это слово (или словосочетание слов), называющее того, ______________________________________. 2. В устной речи обращение выделяется _________________, а в письменной – __________________. 3. Обращение может быть по составу _____________________________________. 4. Обращение не является _____________________. 5. Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится________________________. Друзья мои! Я очень рада Что состоялся наш урок. Ну а сейчас приходит время Работе подвести итог.
1. Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того, к кому обращаются с речью. 2. В устной речи обращение выделяется интонацией, а в письменной – запятыми. 3. Обращение может быть по составу распространённое и нераспространённое. 4. Обращение не является членом предложения. 5. Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится восклицательный знак. Друзья мои! Я очень рада Что состоялся наш урок. Ну а сейчас приходит время Работе подвести итог.
Всем нам при общении Всем нам при общении Поможет обращение. Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. Запятые расставляй.
Рефлексия 1. Урок полезен, все понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. 3. Еще придется потрудиться. 4. Да, трудно все-таки учиться! Д/з п.22, записать 5 предложений с обращениями и составить их схемы