ШКОЛА, СЕМЬЯ, РЕБЕНОК: аспекты социально-психологического здоровья
Основные сферы жизнедеятельности ребенка СЕМЬЯ ШКОЛА БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ МАЛЫЙ И БОЛЬШОЙ СОЦИУМ
Здоровье социальное мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидума к миру. Педагогическое определение: - это моральное самообладание (умение не конфликтовать, умение подчиняться правилам поведения…) - адекватная оценка своего «Я» (формирование положительной «Я – концепции») (Я–концепция система представлений человека о самом себе.) - самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семья, детский сад, школа, социальная группа).
Факторы социального нездоровья Материальные факторы Материальные факторы - низкий материальный уровень семей - низкий материальный уровень семей - сверхдоходы - сверхдоходы Медико-социальные факторы Медико-социальные факторы - экологически-неблагоприятные условия - экологически-неблагоприятные условия - инвалидность родителей (2) - инвалидность родителей (2) - санитарные условия (10) - санитарные условия (10) Социально-демографические Социально-демографические - неполные семьи (29) - неполные семьи (29) - многодетные семьи (4) - многодетные семьи (4) - семьи с престарелыми или несовершеннолетними родителями (4) - семьи с престарелыми или несовершеннолетними родителями (4) - семьи с повторным браком - семьи с повторным браком - конфликтные семьи (предразводные или послеразводные) - конфликтные семьи (предразводные или послеразводные) - криминальные (жестокость по отношению к детям) - криминальные (жестокость по отношению к детям) - асоциальные семьи (родители алкоголики, наркоманы, бывшие заключённые) - асоциальные семьи (родители алкоголики, наркоманы, бывшие заключённые)
Опасные тенденции асоциального поведения ребенка Бродяжничество Бродяжничество Ранняя алкоголизация Ранняя алкоголизация Наркомания Наркомания Нарушение норм морали Нарушение норм морали Рост самоубийств Рост самоубийств
Ребенок в неблагополучной семье Такие дети, нуждаются во внимании, которого они в силу разных причин лишены. Они не могут привлечь к себе внимание правильным способом, например, хорошей учебой или внеклассной активностью, поэтому они выбирают путь отрицательного поведения. Совершая "плохие" поступки, они оказываются в центре внимания. Такие дети, нуждаются во внимании, которого они в силу разных причин лишены. Они не могут привлечь к себе внимание правильным способом, например, хорошей учебой или внеклассной активностью, поэтому они выбирают путь отрицательного поведения. Совершая "плохие" поступки, они оказываются в центре внимания. Эти дети становятся запуганными, настороженными, робкими, трусливыми, слезливыми, мнительными, неуверенными в своих силах. Эти дети становятся запуганными, настороженными, робкими, трусливыми, слезливыми, мнительными, неуверенными в своих силах. Они чуждаются общества детей, боясь насмешек, избегают участия в общих играх в связи с неловкостью и трусостью. Они чуждаются общества детей, боясь насмешек, избегают участия в общих играх в связи с неловкостью и трусостью. Эти дети вполне подготовлены к нервному срыву, к развитию невроза. Эти дети вполне подготовлены к нервному срыву, к развитию невроза.
Дети, подвергающиеся жестокому обращению, очень редко просят о помощи.
Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема) 3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального. 4. Имеет склонность к самоубийству в следствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи. 5. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). Человек может решиться на самоубийство, если:
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. Не бойтесь прямо спросить, не думают он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Не бойтесь прямо спросить, не думают он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Помните ! Нетактичное поведение педагога с учеником порой провоцирует отрицательное отношение к нему со стороны сверстников. Учитель, как и обычный человек, не застрахован от ошибок. Главное- быть искренним, и, суметь найти в себе силы признать их.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым