Жестокое обращение с детьми «Дети должны быть защищены от любых актов насилия, злоупотребления, эксплуатации и дискриминации, а также от всех видов терроризма и захвата заложников» Принцип 6 Декларации и Плана действий «Мир, пригодный для жизни детей (приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН )
Семейный кодекс Российской Федерации С г. на территории Российской Федерации действует Семейный кодекс РФ (Федеральный закон от ФЗ), который закрепил следующие законодательные нормы: Статья 54 СК РФ: «Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитее, уважение его человеческого достоинства» Статья 65 СК РФ: «Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» Семейный кодекс Российской Федерации С г. на территории Российской Федерации действует Семейный кодекс РФ (Федеральный закон от ФЗ), который закрепил следующие законодательные нормы: Статья 54 СК РФ: «Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитее, уважение его человеческого достоинства» Статья 65 СК РФ: «Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей»
Понятие и виды жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому, психическому или духовно- нравственному развитию ребенка. Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Виды насилия над детьми: Физическое Сексуальное Пренебрежение основными потребностями ребенка (отсутствие заботы) Психическое (эмоциональное)
физическое воздействие на ребенка: Традиционное насилие - отказ в удовлетворении физических потребностей; - щипки, сдавливание; - толкание, тычки; - дергание, встряхивание, таскание (за волосы и проч.); - хлестание, укусы, уколы чем-то острым; - встряска, оставляющая синяки; - удары, в том числе кулаком, ногой; - сдавливание горла, придушение, бросание вещей в ребенка; - преднамеренные, целевые удары и др.
Пренебрежение основными потребностями ребенка невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Действия сотрудников образовательных учреждений. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком: 1) немедленно информировать руководителя образовательного учреждения и направить ему служебную записку о выявленном случае жестокого обращения с ребенком; 2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в ОВД и органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования; 4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения.
Все формы насилия в отношении детей можно предупредить, и ни одна из них не может быть оправдана!
«Пока не будет должной заботы о детях, не разрешится ни одна из насущных проблем, над которыми бьется человечество» Детский фонд ООН
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ – ЭТО ЗАЩИТА БУДУЩЕГО РОССИИ
Компетенция школьного уполномоченного : защита прав и законных интересов ребенка в учреждении; формирование правового пространства в учреждении; формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса; формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества; совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
Школьныйуполномоченный С учреждениями социальной защиты населения С социально – педагогической службой ОУ С администрацией ОУ С право- охранительными органами С органами опеки и попечительства С Уполномоченным по правам ребенка в Ростовской области взаимодействует правовое просвещение конфликтные ситуации индивидуальный прием С общественными организациями Осуществляет Ведет Разрешает С педагогическим коллективом ОУ С органами школьного самоуправления
«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации» Принцип 9 Декларации прав ребенка ( г.)