ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение. Способствовать развитию ответственности. Формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению.
Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь нелегко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль.
репродукция картины А.Ф. Решетникова «Опять двойка»; толковый словарь С. И. Ожегова; мультимедиа; рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».
беседа; комментированное чтение; работа с иллюстративным материалом; работа со словарём.
I. Орг. момент II. Проверка домашнего задания III. Актуализация знаний IV. Подготовка к восприятию нового материала V. Сообщение темы и цели урока VI. Работа над новым материалом VII. Физкульт-минутка VIII. Закрепление основных понятий урока IX. Домашнее задание X. Итог урока. Рефлексия.
Оформление доски: «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.» Л.Н.Толстой
Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой.
Чувства стыдгрустьогорчениевина тяжесть на душе
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
Нет, я не ел. Тогда отец сказал: Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Вина-1.Проступок, преступление. 2. Причина, источник чего- либо неприятного.
Извинение- это сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения о не повторении своих ошибок, изменении своего поведения.
Стыд Вина Раскаяние Извинение Прощение - Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины. - После признания чувства стыда, наступает раскаяние. - Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться. -Когда человек извиняется, наступает прощение.
Извини(те), пожалуйста! Я прошу прощения (за то, что…) Я виноват перед вами… Я не хотел тебя (вас) обидеть… Я приношу свои извинения… Простите… Не сердитесь, пожалуйста…
- Хорошо! - Да ладно! - Не стоит извинения! - За что же извиняться? - Не за что. - Я не сержусь. - Пожалуйста.
Легче на душе становится, когда тебя Прощение дает нам свободу от чувства Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? понимаютвины обмануть родителейобидеть младшего помочь отстающему ученикупростить обидчика затеять ссорухорошо подготовиться к урокам … …
даже перед собакой - Доброму человеку бывает стыдно - Стыд и честь как платье: чем больше потрёпаны - Стыд перед людьми хорошее чувство - Когда человек краснеет - Нет стыда признаться человеку но лучше всего стыд перед самим собой начинается его более благородное я в своей ошибке тем беспечнее к ним относишься
Напишите мини-сочинение о том, какое продолжение может быть у истории с героем картины Решетникова «Опять двойка»; Подберите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях ; Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.
Я знал, что.... Я узнал, что.... Мне осталось непонятно....
Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г с. atolstoyl Л.Н.Толстой atolstoyl Л.Н.Толстой Рассказ «Косточка» 65http://poslovicy-pogovorki.ru/index/o_styde/0- 65 Пословицы и поговорки о стыде и вине