Основные правовые аспекты выбора модели ОТТ Н. Романова Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского
Законы должны помогать инновационному бизнесу Необходимо эффективное правовое регулирование в сфере инновационной деятельности; Отсутствует адекватное законодательное обеспечение в виде самостоятельной функциональной области предпринимательской деятельности, в частности, до сих пор не принят федеральный закон об инновациях и инновационной деятельности; До настоящего времени в России законодательное регулирование механизма инновационной деятельности носит фрагментарный характер. Многие законодательные нормы, которые должны определять важнейшие организационно-правовые и экономические компоненты этой деятельности вообще отсутствуют ВЫВОД. Национальная правовая система по созданию инфраструктур в области ТТ отсутствует.
Законы должны помогать инновационному бизнесу Сложность и многообразие правовой проблематики инновационной деятельности стали особенно ощутимы при развитии новых организационно-правовых структур нетрадиционного типа, осуществляющих инновационную деятельность (научно- технологические парки, ОПТ). Специальной системы правительственного финансирования ОТТ нет. Каждый университет несет ответственность за финансирование. В законодательстве должны быть определены такие понятия как «инновация», «инновационная деятельность», субъекты инновационной деятельности, в том числе, ОПТ, гарантии и стимулирование инновационной деятельности. Сейчас в России –инициативное создание ОТТ, гранты, фонды.
Зарубежный опыт США – юридическим основанием для финансирования ОТТ является Закон Бай-Доула. Финансирование офисов из внутренних ресурсов на начальной стадии. Иногда прямая или косвенная поддержка от промышленных организаций, целевое расходование дохода от коммерциализации. ФРАНЦИЯ – Инновационный Закон обеспечил укрепление структур по трансферу (средства Правительства, выделенные на университет, % от доходов, ) Самостоятельное юр. лицо Великобритания Товарищества Япония – Законодательный акт о трансфере технологий (Правительственное финансирование, но его недостаточно для эффективной работы Ассоциированные коммерческие компании для оказания содействия, 5 лет не хватило для перехода на самоокупаемость. Австралия, Индия – нет системы правительственного финансирования. (самостоятельные и при университетах) Китай – каждый крупный университет имеет структуру. Финансирование Правительством. Южная Африка – Южно-Африканская Ассоциация по управлению НИР и инновациями.
Законы и нормативные акты, регулирующие правоотношения по поводу интеллектуальной собственности Патентный Закон РФ: Согласно новой редакции, закон не регулирует отношения, связанные с передачей прав. (Лицензирование – регистрация) Указ президента РФ «О государственной политике по вовлечению в хоз. оборот результатов н-т деятельности и объектов ИС в сфере науки и технологий» Налоговый кодекс О малых предприятиях Положение о ПП ПБУ
Закон Саратовской области « Об инновациях и инновационной деятельности » 28 июля 1997 года Цель инновационной политики Саратовской области – создание разветвленной, сбалансированной и дееспособной инфраструктуры, обеспечивающей тесный контакт всех ее субъектов. Закон регулирует отношения между органами государственной власти, субъектами инновационной деятельности и потребителями инноваций и направлен на создание условий финансирования и функционирования субъектов инновационной деятельности на территории Саратовской области. В Законе легализованы такие понятия как «инновации», «инновационная деятельность, дан перечень субъектов, управление инновационной деятельностью, бюджет на инновации, прямое и косвенное стимулирование инновационной деятельности.
Модели ОТТ Подразделение университета Внутренние ресурсы; Процент от дохода; Внешнее финансирование. Самостоятельное юридическое лицо Стартовый капитал; Доход от коммерческой деятельности Внешнее финансирование (гранты, фонды) (Упрощенная система налогообложения)
Повышение роли инфраструктуры инновационной деятельности в создании и коммерциализации ИС (Саратов) На совместном заседании Совета экономического развития и Совета по науке и высоким технологиям приняты рекомендации по подготовке предприятий области в связи с предстоящим вступлением в ВТО. Решено: Организовать специализированный городской центр по оказанию услуг в области защиты и продвижения ОИС на отечественный и зарубежный рынки. Разработать механизм стимулирования. Разработать предложения по включению в областной бюджет статьи расходов на организацию работ по коммерциализации.
Менеджер по внедрению высоких технологий – новая профессия Требует знаний в области науки и техники и знаний в области ИС
Выводы ОТТ начали формироваться и развиваться и в условиях отсутствия целостной правовой системы, что свидетельствует о их актуальности, жизненной необходимости. Формирование правовой базы облегчит и повысит эффективность их работы.