« Стратегия развития системы образования: цели, институты, электронная среда » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика» Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 1 Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Источники вызовов образованию «Все общества сталкиваются с проблемой выживания перед лицом неопределенности, бесконечного ряда новых вызовов, дилемм и кризисов. Источники этих вызовов бывают различными: изменения относительных цен, макроэкономические кризисы, этнические конфликты, гражданские войны, технологические изменения и защита от конфликтов с другими странами». «Насилие и социальные порядки», (Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст)Дуглас НортДжон Уоллис Барри Вайнгаст Технологические уклады и образование 2
Технологические уклады и педагогика Известно пять технологических укладов (волн). Первая волна ( гг.) - новые технологии в текстильной промышленности, использование энергии воды. Вторая волна ( гг.) – строительство железных дорог, паровое судоходство, возникновение механического производства на основе парового двигателя. Третья волна ( гг.) - использование в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Радиосвязь, телеграф, автомобили. Какой тип образования соответствовал, поддерживал и развивал эти уклады?тип образования Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 3
Модернизация образования – технологический уклад: Ян Амос Коменский В 1627 Коменский приступил к созданию труда по В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) ( ), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания «Материнская школа» (1632). дидактике Польшу
Институциональная образовательная политика Образовательная политика может быть двух видов: культивирование прецедентов и развитие институтов. Культивирование прецедентов: воспроизведение лучших образцов деятельности, их пропаганда, подвижничество и возвеличивавшие звезд. Коменский: система образования – поддержка изменений Богатая история продвигов и свершений и ничтожный системный эффект: Дьюи, Френе, Штайнер, Блонский, Шацкий, Макаренко, Нил, Игорь Иванов, Олег Газман, Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова. Особняком стоит Мария Монтессори, которой удалось просить институциональную брешь. Самым ярким примером является гениальный Михаил Щетинин. 7
Технологические уклады и педагогика Четвертая волна ( гг.) - развитие энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Массовое производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Компьютеры, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Пятая волна ( гг.) - микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия, новые виды энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Какой тип образования поддерживает эти изменения? Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 4
Пятый уклад Индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энерго- и материалопотребление на основе автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий и др Насколько характеристики технологический укладов коррелируют с направлениями модернизации образования? Массовизация и индивидуализация Образовательная среда – новые требования Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 5
Образовательные и технологические инновации Коррелируют ли между собой образовательные и технологические инновации? Индустрия быстрого прототипирования – 3D принтеры Архитекторы уже создают образ новой жизни города, в котором напечатать можно будет все: от женских украшений до целых кварталов. Возможность печатать изделия прямо дома или в соседнем офисе изменяет саму культуру владения и избавит от необходимости в накоплении вещей. В конечном счете, может сформироваться экономическая и окружающая среда, которая будет действовать подобно природной биосфере когда устаревший объект будет тут же переработан с учетом новых требований. Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 6
Пример технологического прогноза Быстрое прототипирование 3D-печать
Персонализированные продукты и модели
Направления применения 3D-печати
Кол-во персональных компьютеров на человека (США) 1975 год: 0,0002 компьютера на чел год: 1 компьютер на чел.
Персональный 3D-принтер, 2040 год
11 марта 1811 года в английском городе Ноттингемшир группа неизвестных ворвалась на трикотажную фабрику и принялась крушить станки для производства чулок. Повредив 63 станка, злоумышленники скрылись.
Сопротивление модернизации: восстание луддитов Уничтожение машин (индустриальный саботаж) было объявлено преступлением, наказуемым смертной казнью, и 17 человек были казнены в 1813 году. Множество людей было отправлено в Австралию.саботаж смертной казнью 1813 году «Самое упорство, с которым действуют эти несчастные, служит тому доказательством; ибо что, кроме самой крайней нужды, могло бы побудить такое большое количество людей, до тех пор честных и трудолюбивых, к совершению поступков, столь опасных для них самих, для их семей и для общества?» (Первая речь Байрона в палате лордов, произнесенная им 27 февраля 1812 г. в защиту луддитов - разрушителей станков) Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 13
Институциональная образовательная политика Развитие деятельности через развитие норм, правил, принципов Ожидаемое индивидом вознаграждение должно соответствовать "объективным результатам его усилий, а не их субъективным достоинствам". ( Ф. Хайек, «Индивидуализм и экономический порядок») «Идеология финансирования воспитательной системы должна быть сонаправлена идеологии самой воспитательной системы» И.Калина Самостоятельность школ. Индивидуальное образование. Сетевой взаимодействие Общественное управление. Качество образования - самореализация, социализация человека Электронная образовательная среда 9
Институты и стимулы образования Что стимулирует учащегося? Что стимулирует родителей учащихся? Является ли эта система стимулов рациональной? Что стимулирует учителя? Являются ли стимулы учителя рациональными? Как управлять стимулами образования? Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 11
Электронная образовательная среда Полное обеспечение функционирования ОУ через информационную систему Состояние основных фондов, муниципальное задание, система оплаты труда, кадры, образовательная программа, проведение занятий, фиксация всех достижений учащихся Протоколы занятий: «рабочее тело» занятия – готовит учитель - учащиеся имеют возможность отнестись к материалу занятия Среда агрегирует все данные в нужные базы Внешний мониторинг – агрегация всех необходимых данных в нужные базы Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 12