Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Буденновска Урок геометрии «Откладывание вектора от данной точки» Автор: Анищенко Н. М., учитель математики, Первая категория, оборудование :мобильный класс, технологии: ИКТ год
Аннотация Тема «ВЕКТОРЫ» рассчитана на учащихся 8 – 9 классов Презентация помогает учащимся применять свои знания не только в изучении геометрии, но и при изучении отдельных тем физики На данном уроке знания компьютера не обязательны Презентация соответствует минимуму знаний предмета и стандарту оформления Данная методика способствует стремлению учащихся работать с компьютером Компьютер позволяет ученику быстрее выполнять больший объем работы
Цели и задачи повторить понятия коллинеарныйх, сонаправленных, противоположно направленных, равных векторов; научить учащихся откладывать вектор, равный данному; воспитать аккуратность выполнения чертежей.
Фронтальная работа ABCD - параллелограмм (рис. 1). - Назовите все векторы, изображенные на рисунке. - Среди изображенных на рисунке векторов укажите: а) коллинеарныйе; б) сонаправленные; в) противоположно направленные; г) равные; д) равные по модулю; е) векторы, сонаправленные __ вектору ОО. А ВС О D Рис. 1
MNPQ - трапеция (рис. 2). - Назовите все векторы, изображенные на рисунке. - Среди изображенных на рисунке векторов укажите: а) коллинеарныйе; б) сонаправленные; в) противоположно направленные; г) равные; д) равные по модулю; е) векторы, сонаправленные ___ вектору ОО. М О РN Q Рис. 2
Индивидуальная работа по карточкам I уровень (карточка 1) Рис. 3. PKEF- параллелограмм. А и В- середины КЕ UPS соответственно. 1. Запишите все векторы, изображенные на рисунке. __ __ 2. РК FE. Почему? __ ___ 3. ЕА BF. Почему? __ 4. Равны ли векторы АР и ЕВ? __ __ 5. Равны ли векторы РК, АР по абсолютной величине? Р КАЕ Вf Рис. 3 F
II уровень (карточка 2) Рис. 4. ABCD - квадрат, АВ = 4. Заполните пропуски: __ ___ 1. АВ и CD -... ___ __ 2. ВС...СD так как... __ 3. /АО/=… __ __ 4. ВО АО, так как... __ __ 5. СО СА, так как... __ ___ 6. DD..., /DD/= … 7. Абсолютная величина вектора BD равна... А ВС О D Рис. 4
III уровень (карточка 3) Рис. 5. АВ = ВС = 17, АС = 16. М, N, К - середины сторон АВ, ВС, АС соответственно. ___ 1. Укажите векторы, равные вектору МК. 2. Укажите векторы, равные 8 по абсолютной величине. 3. Укажите векторы, равные 8,5 по длине и __ неколлинеарныйе вектору NK. ___ В 4. Найдите /ВК/ 5. Докажите, что не равны векторы: __ __ а) МК и NК; ___ ___ М N б) MN и СК; __ __ в) АВ и КN. А КС Рис. 5
IV. Изучение нового материала 1. Показать, как отложить вектор а от точки А. 2. Доказать, что от любой точки плоскости можно отложить вектор, равный данному. 3. Выполнение практического задания 743 учебника.
Закрепление материала Задача 750 Докажите, что если __ __ векторы AB и CD, равны, то середины отрезков AD и BC совпадают. А B D C O
Задача 751 Определить вид четырехугольника ABCD, ___ ___ ___ если а) AB = DC; б) |AB| = ___ __ __ |BC|; б) AB DC, а векторы __ ___ AD и BC не коллинеарный. а) A B C D AB CD
Самостоятельная работа обучающего характера 1 вариант 1. Рис.7. От точки А отложите вектор: _ а) равный вектору а; _ б) сонаправленный вектору b; в) противоположно _ направленный вектору с. 2. ABCD – ромб. Равны ли векторы: с __ __ а) AB и CD; А. __ б) BC и DA; а __ __ в) AB и AD? b Рис. 7
2 вариант 1. Рис. 8. От точки В отложите вектор: _ а) равный вектору в; _ б) сонаправленный вектору а; _ в) противоположно направленный вектору а. __ __ 2. ABCD – квадрат. Равны ли векторы: а) BA и DC; __ __ б) BC и AD; а __ __ b в) DA и DC В. с Рис. 8
Дополнительная задача Диаметр АС и хорда АВ образуют угол в 30°, а радиус окружности равен 7 см. Внутри данной окружности выбрана точка К и от нее __ __ отложены векторы КЕ и КР, равные __ __ АС и АВ соответственно. Найдите длину __ вектора РЕ. (Ответ :|РЕ|= 7 см.)
Список литературы Учебник Л.С. Атанасян. Геометрия 7-9 Пособие по геометрии Н.Ф. Гаврилова Дидактические материалы по геометрии Б. Г. Зив.
Об авторе Анищенко Наталья Михайловна Учитель математики МОУ СОШ 5 г.Буденновска Очень люблю свою работу, особенно свой предмет В свободное время разгадываю сканворды, что развивает логическое мышление и расширяет кругозор