Муниципальное общеобразовательное учреждение « средняя школа 21 села Архиповского » Будённовского района
Предложения этого типа могут иметь разные синтаксические конструкции : 1. Сложноподчиненное предложении с несколькими придаточными. 2. Сложное предложение с разными видами связи Сложные синтаксические конструкции ( сложные предложения смешанного типа ). В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания : 1) сочинительной и подчинительной связи, 2) сочинительной и бессоюзной, 3) подчинительной и бессоюзной, 4) сочинительной, подчинительной и бессоюзной В таких усложнённых предложениях смешанного типа иногда выделяют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тесно связанных между собой частей. Граница между такими блоками проходит в месте сочинительной или бессоюзной связи.
Сложные предложения с разными видами связи Сложные предложения с разными видами связи это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.
Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей ( блоков ), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно ; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например : 1) { Печален я }: [ со мною друга нет ], ( с кем долгую запил бы я разлуку ), ( кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет ) ( А. Пушкин ). [ ]: [ сущ.], ( с кем ), ( кому ). Это сложное предложение с разными видами связи : бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей ( блоков ), связанных бессоюзно ; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой ; I часть по структуре представляет собой простое предложение ; II часть это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.
2) [ Переулок был весь в садах ], и [ у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень ], ( так что за боры и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках ) ( А. Чехов ). [ 1. и [ ], ( с. так что ). Это сложное предложение с разными видами связи : сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные ; I часть по структуре представляет собой простое предложение ; II часть сложноподчинённое предложение с придаточным следствия ; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.
Как показывает практика, в заданиях ЕГЭ чаще всего встречаются предложения второго типа : В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 2, 4
Запятая на стыке двух союзов. Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях : - когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.
- при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.
В сложном предложении, состоящих из нескольких простых, связанных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
На стыке между ними ставятся запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но : По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
Сравним : По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) ТО все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и _ сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками. Запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть союз но. Сравните : Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и, сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками. В этом предложении поставлена запятая, так как нет союза НО.
Ещё один приём, позволяющий выявить, нужно ли на стыке союзов ставить запятую. Попробуйте изъять часть предложения на стыке союзов : По небу слоились густые тучи (1) и (2) хотя шел только третий час дня (3) было уже темно. Изъятие возможно, значит запятая после сочинительного союза ставится.
Изъятие невозможно, значит запятая после сочинительного союза НЕ ставится : Ночью вершины старых лип терялись в небе (l) и (2) если начинался сильный северный ветер ( З ) то звезды словно перелетали с ветки на ветку (4) будто на деревьях вместо них сидели маленькие светлячки. Ответ : 1, 3, 4
Можно и так : Ставится запятая на стыке двух союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное : По небу слоились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было уже темно ; По небу слоились густые тучи, и было уже темно, хотя шел только третий час дня. По небу слоились густые тучи, и _ хотя шел только третий час дня, но было уже темно. В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и но.
Алгоритм действий 1. Выделить грамматические основы. 2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные. 3. Определить главные и придаточные предложения ( главные – те, от которых задается вопрос ; придаточные – к которым задается вопрос ). 4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного ( союзы часто указывают на начало новых грамматических основ !). 5. Особое внимание обратить на то место в предложении, где рядом стоят сочинительный и подчинительный союзы. 6. После придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но, ставится запятая, есть. – не ставится 7. Проставить все знаки препинания.
Разбор задания В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ? Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всѐ было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 2, 4
Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные. [ Люся была мягко настойчива ] и [( хотя вспомнить всѐ было трудно ) постепенно старушка рассказала ] ( как было дело ). Таким образом, получаем :
По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми. НО ! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится : И, ХОТЯ. Значит, [ Люся была мягко настойчива ], (1) и, (2) [( хотя вспомнить всѐ было трудно ),(3) постепенно старушка рассказала ], (4) ( как было дело ). Правильный – вариант ответа 2.
1. Укажите правильный вариант расстановки запятых. Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5 ) что мост снесло наводнением. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 2) 1, 4, 5, 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 3, 4, 5
2. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении ? Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ? Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь. 1) 1, 2, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 1, 5
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ? Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как - то особенно приятно было встречаться с ними. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 2, 3, 4, 6 3) 1, 2, 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ? Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать. 1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4
6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении ? На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла. 1) 1,3, 4, 5 2) 2,3 3) 1, 2 4) 1,2,3
7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении ? Об удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью. 1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5
8. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении ? Женщина достала фотографию (1) на которой (2) если приглядеться (3) можно было увидеть её (4) молодую и красивую (5) стоящую рядом с высоким военным. 1) 2, 3, 4 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5
Список используемых источников 1. %EE%E5_%EF%F0%E5%E4%EB%EE%E6%E5%ED%E 8%E5 2. sl_raz.phphttp:// sl_raz.php / / ege-po-russkomu-yazyku-bez-oshibok.html ( Волкова О. В., Алексеева Я. В. « ЕГЭ по русскому языку без ошибок » Издательство : Deswer) ege-po-russkomu-yazyku-bez-oshibok.html 5. ik/trening25.htmhttp://school28.tomsk.ru/files/img/elektron_uchebn ik/trening25.htm