Н и НН в прилагательных и причастиях Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ – Лицея 2 г. Саратова Остапенко Т.А. Урок русского языка в 7 классе на тему:
Прочитайте транскрипцию и запишите предложение. [ Ни созданый природай | а искуствина абразованый Балшой остраф || ]
Ржа…ой хлеб, замече…ая ошибка, гружё…ые углем, соломе…ая шляпка, спута…ые водоросли, балова…ый ребёнок, вяза…ый шарф, ледя…ой столб, купле…ый карандаш, ране…ый боец, ветря…ая мельница, льви…ая грива, вычище…ый колодец, точё…ый в ступке, эмалирова…ая посуда, серебря…ая ложка, краше…ые синей краской, мыши…ая норка, листве…ый лес, ране…ый боец, ране…ый в плечо, фасова…ые продукты, жжё…ый сахар, выжже…ая поляна. 1) прилагательные, образованные от имён существительных; 2) прилагательные, образованные от глаголов; 3) причастия.
МАСЛЯНЫЙ- 1) состоящий из масла 2) работающий на масле 3) сделанный на основе масла - прилагательное (образовано от существительного МАСЛО) Игра «Узнай слово»
МАСЛЕНЫЙ- 1) запачканный маслом 2) смазанные маслом 3) пропитанный маслом - отглагольное прилагательное (образовано от глагола МАСЛИТЬ). Игра «Узнай слово»
1. В словах какого ряда пишется Е? А) выкач_нный воздух, ставни затвор_ны Б) продемонстриров_нный, разгорож_нный В) сказ_нное, взлеле_нный Г)брош_нный, вывороч_нный Тест
2. В словах какого ряда пишется А? А) узн_нный, заброш_нный Б) асфальтиров_нный, призн_нный В) прикле_нный, связ_нный Г) постриж_нный, выкач_нное колесо Тест
3. В словах какого ряда пишется -Н-? А) повторё_ый, жаре_ый Б) ужале_ый, призна_ый В) связа_а крючком, варё_ый картофель Г) посея_ый горох, писа_ая маслом Тест
4. В каком слове пишется - НН-? А) сгущё_ое молоко Б) жаре_ые орехи В) письмо получе_о вовремя Г) непрочита_ая книга Тест
1) Воробьиный, вытканный, купленный, разбросанный. 2) Величественный, построенный, скроенный, зажаренный. 3) Разбросанный, развешанный, ржаной, сделанный. 4) Журавлиный, подстриженный, маринованный, искусственный. Игра «Четвёртый – лишний»
Тума…ая даль, песча…ый берег, багря…ые огни, стари…ая гости…ица, ухоже..ая клумба, деревя…ая дверь, закопче…ые стекла окон, лу…ый свет, каме..ые стены, беле…ые потолки, побеле…ые совсем недавно, кова..ые ворота, расчище…ые моще…ые дорожки, невида…ые следы, вымоще…ые отшлифова…ыми камнями, каме…ые львы, стриже..ый кустарник, усыпа..ые осе..ей листвой. Cловосочетания, описывающие внешний вид здания и окружающую местность
Невида…ый интерьер, кожа…ые кресла, плете..ые стулья, карти…ая галерея, написа…ые масля…ыми красками, дикови…ые картины, гости…ая, краше…ый пол, комната обставле..ая стари..ой мебелью, точе…ые ножки стола с заточе…ыми концами были позолоче…ы, украше…ый затейливым орнаментом, полирова..ый стол, искус…о сдела…ый, серебря…ый подсвечник с зажже…ыми свечами, Cловосочетания, описывающие внутреннее убранство
Позолоче…ая ваза с золоче…ыми ручками, серебря…ая чаша, отглаже…ая тка…ая скатерть, сотка…ая из белоснежного льна, стекля…ые фужеры, оловя…ые ложки, костя…ые вилки, стекля…ая ваза, жже…ые спички, моче…ые яблоки, соле…ые огурцы, маринова..ые грибы, кваше…ая капуста, копче…ая колбаса, туше…ое мясо, мороже…ая рыба, искусстве…ые цветы, толче…ые орехи, сви…ые отбивные, жаре…ый картофель, зажаре…ый карп, жаре…ый в масле цыпленок, покрытый румя…ой корочкой, пече…ые пирожки. Cловосочетания, описывающие блюда на столе
Итоги урока. - Что на уроке вы узнали нового? - Что вы считаете самым трудным в этой теме? - Что вам понравилось на уроке? Какие задания были наиболее интересными для вас? - Над чем вам нужно ещё потрудиться, чтобы писать правильно?
Домашнее задание А) написать небольшое сочинение на тему «Поздняя осень» (использование причастий обязательно) или Б) записать слова с изучаемой орфограммой для игры «третье лишнее».