Родителям о ГИА по русскому языку МБОУ «СОШ 59 г. Владивосток» 2012 г.
Что такое ГИА? ГИА - Государственная Итоговая Аттестация. Это форма экзамена в 9 классе, которая служит для контроля знаний, полученных школьниками за 9 лет, а также для определения учащимися путей получения среднего образования
В формате ГИА выпускники сдают 2 обязательных экзамена: русский язык и математику
Документы, на основе которых определено содержание экзаменационных работ Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от г. 1236); Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык. (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от г. 1089). Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования. Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
Структура работы Работа по русскому языку состоит из трёх частей. Трёхчастная структура работы по русскому языку обусловлена несколькими причинами: она воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание – чтение – письмо), а также реализует компетентностный подход к проверке уровня обученности выпускников.
Что проверяет ГИА по русскому языку ? Лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Содержание ГИА по русскому языку Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза в аудиозаписи. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1-А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1-В9). К каждому заданию с выбором ответа (А1-А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы к заданиям В1-В9 школьники должны сформулировать самостоятельно и записать в виде слов или цифр. Часть 3(C2) выполняется на основе того же текста, который они читали, работая над заданиями второй части, и представляет собой сочинение – рассуждение на лингвистическую тему (письменный развёрнутый аргументированный ответ).
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом заданий, так как нужно не только без искажения передать содержание исходного текста, но и удачно применить сжатие (компрессию) информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Но, в отличие от «обычного» текста, в нем максимально точно должен быть выражен смысл исходного текста при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть текстом, коротким по форме, но не бедным по содержанию.
Сжатое изложение проверяет: 1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; 2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3) умение письменно передавать обработанную информацию
ИК1 оценивает умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста; ИК2 - умение лаконично, сжато передать основное содержание прослушанного текста; ИК3 оценивает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. За выполнение первой части экзаменационной работы по критериям ИК1 – ИК3 экзаменуемый может получить максимально 7 баллов. Время работы над изложением 90 минут. Критерии оценивания изложения (ИК1-ИК3) позволяют оценить уровень этих умений:
Проблемы, возникающие у выпускников при работе над изложением Не понимают содержания текста, не умеют выделять главное в нем, поэтому, стараясь запомнить текст слово в слово, забывают о его сжатии. Кроме того, попытка успеть запомнить всё чаще всего ведёт к пропуску микротем, что влечёт за собой нарушение смысловой цельности работы. Следствием разрушения связей между микротемами является нарушение абзацного членения текста.
Задания группы А проверяют умения по текстоведению (речеведению): способность глубоко и точно понимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста или одного из его героев, авторское отношение к герою или какому – либо вопросу, затронутому в тексте; устанавливать смысловые отношения между предложениями и средства связи между ними, опознавать языковые средства выразительности, использованные в тексте. Задания группы В составлены таким образом, что с их помощью проверяется подготовка каждого девятиклассника по всем разделам курса русского языка. Одни задания напрямую связаны с тем или иным разделом лингвистики, изучающимся в школе, при выполнении других заданий потребуются знания и умения из разных областей лингвистики. Например, чтобы найти слова с чередующейся гласной в корне или слова, в которых правописание приставки зависит от глухости \звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой, нужно не только владеть орфографическими правилами, но и уметь проводить морфемный и фонетический анализы слова. За верное выполнение каждого задания части 2 работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 16. Время выполнения 2 части работы– примерно 85 минут Содержание заданий 2 части экзаменационной работы и их оценка
Задание С2 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) ориентировано на отбор учащихся в профильные классы. Оно высокого уровня сложности. Поэтому это задание для очень сильных учеников. Однако все школьники обязаны выполнять этот вид работы.
Сочинение на лингвистическую тему Проверяет знание функций языковых явлений и умения; Ранее полученные знания переводить в практическую деятельность Строить текст сочинения и в нем: а) формулировать и предъявлять тезис; б) приводить аргументы; в) иллюстрировать аргументы соответствующими примерами; г) делать вывод;
Критерии оценивания сочинения (СК1-СК4) позволяют оценить уровень этих умений: СК1 оценивает умение экзаменуемого дать обоснованный ответ на поставленный вопрос. СК2 – наличие примеров-аргументов СК3 оценивает смысловую цельность, речевую связность и последовательность сочинения. СК4 проверяет композиционную стройность работы За выполнение третьей части экзаменационной работы по критериям СК1 – СК4 экзаменуемый может получить максимально 9 баллов. Время работы над сочинением- 60 минут
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемогоБалл ГК 1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки2 Допущено 2–3 ошибки1 Допущено 4 и более ошибки0 ГК 2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок2 Допущено 3–4 ошибки1 Допущено 5 и более ошибок0 ГК 3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка2 Допущено 2 ошибки1 Допущено 3 и более ошибок0 ГК 4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок2 Допущено 3–4 ошибки1 Допущено 5 и более ошибок0 ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2 Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов1 Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК410
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого только за изложение (объем работы от 70 до 139 слов) Балл ГК 1 Соблюдение орфографических норм если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка 1 ГК 2 Соблюдение пунктуационных норм если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка 1 ГК 3 Соблюдение грамматических норм если грамматических ошибок нет 1 ГК 4 Соблюдение речевых норм если речевых ошибок нет. 1 ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2 Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов 1 Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК46
Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Отметка по пятибалль- ной шкале 2345 Общий балл0 – 1718 – 2728 – 36, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 - ГК4. Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 бал- лов, выставляется отметка «3». 37 – 42, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 - ГК4. Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4». Рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней (полной) школы – 34 (не менее 80% от общей суммы первичных баллов)
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку в 2013 году даётся 3 часа 55 минут (на 5 минут меньше, чем в 2012 году)