Урок русского языка в 8 классе Тема: Обособленные обстоятельства Учитель русского языка Колпакова Ольга Николаевна
План работы на уроке Случаи обязательного обособления Способы выражения обособленных обстоятельств Обороты речи, не являющиеся деепричастным оборотом Согласование обособленного обстоятельства с главным членом предложения Грамматические ошибки в построении предложений с обособленными обстоятельствами Роль обособленных обстоятельств в художественном тексте и в раскрытии авторского замысла
Графический диктант Найдите в предложениях обособленные члены,составьте к ним схемы 1. Давыдов долго бежал держась за грядушку саней пытаясь согреть ноги, потом вскочил в сани и притаившись задремал. 2. Он проснулся от холода взявшего в тиски сердце и открыв глаза увидел холодное солнце величественный простор безмолвной степи. 3. Лисица мышковала. Она становилась вдыбки извиваясь прыгала вверх и припадая на передние лапы рыла ими окутываясь сияющей серебряной пылью, а хвост ее мягко и плавно скользнув ложился на снег красным языком пламени.
Проверь себя 1.[-- =,--,--,= и,---, =]. 2.[- =×,, и, --,=O,O]. 3. [- =]. 4.[- =,--,= и,--,=,--, а,--,=].
вывод Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом, всегда выделяются запятыми. Это случаи обязательного обособления.
Запомни!Фразеологизмы не являются деепричастным оборотом,поэтому не выделяются запятыми. Учитель читал нам новый рассказ, мы слушали затаив дыхание.
Обособленное обстоятельство согласуется с главным членом предложения- сказуемым. 1) Он задумался. (Глядя на синие зубцы Кавказских гор). 2) Путешественники все же упорно шли вперед. (Сильно устав). 3) Солнце золотит его.(Спрятавшись за узкое сизое облако).
тест Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Спеша на экзамен, 1) волнение не должно одолевать вас. 2) оказалось, что я забыл шпаргалки. 3) не забывайте то, что выучили. 4) часы бежали стремительно.
Молодцы! Спеша на экзамен, не забывайте то, что выучили.
Отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «После бала» По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она не смущаясь через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал не дожидаясь приглашения и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она подавая руку не мне пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она часто дыша улыбалась и говорила мне: «Encore» 1. И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела.1
Можно ли определить роль обособленных обстоятельств в тексте? 1) Она,не смущаясь,через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. 2) …она,подавая руку не мне, пожимала худыми плечами… 3) …и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне… 1) Она,не смущаясь,через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. 2) …она,подавая руку не мне, пожимала худыми плечами… 3) …и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне…
Роль обособленных обстоятельств в художественном тексте
Экспресс-опрос - обособленные обстоятельства выражены… - они обязательно выделяются на письме… - - не являются деепричастными оборотами… - Обособленное обстоятельство согласуется с … - Роль обособленных обстоятельств в художественном тексте дорисовывает само …