Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 14 Венок сонетов Работу выполнила Зотова Ульяна ученица 8 «Б» класса руководитель Лугинина Ю.А. учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Искитим 2008
рассмотреть образы возлюбленных рассмотреть образы возлюбленных в сонетах Петрарки, Шекспира, Пушкина; в сонетах Петрарки, Шекспира, Пушкина; выяснить, что ценит мировая литература в сонете; выяснить, что ценит мировая литература в сонете; продолжить развитие духовного, нравственного и эстетического воспитания учащихся. продолжить развитие духовного, нравственного и эстетического воспитания учащихся. знакомство с сонетом как поэтической формой донесения до читателя сокровенных переживаний Петрарки, Шекспира, Пушкина.
Введение Глава 1. История сонета Глава 1. История сонета Глава 2. Потребность в любви в сонетах Петрарки Глава 2. Потребность в любви в сонетах Петрарки Глава 3. Шекспир – загадка мировой поэзии Глава 3. Шекспир – загадка мировой поэзии Глава 4. Обаятельная скромность «Мадонны» Пушкина Глава 4. Обаятельная скромность «Мадонны» Пушкина Заключение Список использованной литературы Список использованной литературы
1-ый катрен 2-ой катрен 1-ый терцет 2-ой терцет Сонет – это четырнадцатистрочное стихотворение, сложенное по определенным правилам: Завершающая строка 2-ого терцета называется «сонетный замок»
История сонета насчитывает 7 с половиной столетий Сонет порождает либо восторг, либо негодование, но равнодушие – никогда. Он переживает высший расцвет в эпоху, Ренессанса, эпоха Просвещения от него отворачивается, а романтизм делает сонет вновь предметом всеобщего интереса. История Русского сонета насчитывает уже два с половиной столетия, и первый сонет – В.К. Тредиаковского. Золотым веком русского сонета был век XIX, а серебряным – поэзия начала XX века,
Самым же знаменитым был «Сонет» о сонете А.С. Пушкина, написанный в 1830 году. В нём поэт описывает родословную этого жанра. Суровый Дант не презирал сонета; В нём жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; Им скорбну мысль Камоэнс облекал. И в наши дни пленяет он поэта: Вордсворт его орудием избрал, Когда в дали от суетного света Природы он рисует идеал. Под сенью гор Тавриды отдалённой Певец Литвы в размер его стеснённый Свои мечты мгновенно заключал. У нас его ещё не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы
Английский и Французский Итальянский 1-ый катрен – завязка 2-ой катрен – развитие действия 3-ий катрен – кульминация Двустрочник – вывод, итог 1-ый катрен – завязка 2-ой катрен – развитие действия 1-ый и 2-ой терцеты – кульминация А В А В А В А В C DE D C D C D C
317 сонетов, посвященных любимой женщине Лауре. Главвная черта – потребность в любви, желание любить и быть любимым. Любовь к Лауре заставила Петрарка жестоко страдать, он бежал от нее. Иногда называл свое чувство болезнью, но всегда приклонялся перед своей избранницей. В последние годы жизни любовь представлялась ему райской, идиллической. Прошли десятилетия, века. Мы не знаем, какой была Лаура, но в нашем представлении она – идеал. Воплощение всех добродетелей, которыми мог наделить поэт свою возлюбленную.
Благословен день, месяц, лето, час И миг, когда мой взор те очи встретил! Благословен тот край, и дол тот светел, Где пленником я стал прекрасных глаз! Благословенна боль, что в первый раз Я ощутил, когда и не приметил, Как глубоко пронзен стрелой, что метил Мне в сердце бог, тайком разящий нас! Благословенны жалобы и стоны, Какими оглашал я сон дубрав, Будя отзвучья именем Мадонны! Благословенны вы, что столько слав Стяжали ей, певучие канцоны, - Дум золотых о ней, единой, сплав!
Великий Шекспир не столько продолжал традиции своих предшественников, сколько боролся с их идеалистическими представлениями. Его стихи подчёркнуто реалистичны, противопоставлены традиционным канонам любовной лирики. Шекспир, вероятно, - наиболее загадочная из всех фигур мировой поэзии.
Возлюбленная Шекспира земная, из крови и плоти. Она небезупречна и, в нравственном отношении Правда чувств - вот главный принцип Ренессанса.
В эпоху Возрождения художники и поэты создали культ женской красоты: прекрасные лики мадонны Возлюбленная в сонетах Шекспира совсем не похожа на идеальных красавиц художников и поэтов Возрождения. Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так. как пахнет тело. Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий. Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини. Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли. Кого в сравненьях пышных оболгали.
У Шекспира -любовь мука и недуг, изнуряющая лихорадка, боль и стыд, порыв и ложь: Любовь - недуг. Моя душа больна Томительной, неутолимой жаждой. Того же яда требует она, Который отравил ее однажды. Мой разум-врач любовь мою лечил. Она отвергла травы и коренья, И бедный лекарь выбился из сил И нас покинул, потеряв терпенье. Отныне мой недуг неизлечим. Душа ни в чем покоя не находит. Покинутые разумом моим, И чувства и слова на воле бродят. И долго мне, лишенному ума, Казался раем ад, а светом - тьма!
Главную загадку "Сонетов" имена тех, кому они адресованы, Шекспир так и не раскрыл. Кто же они такие ветреные, вероломные, но бесконечно дорогие ему люди друг поэта и дама, прозванная впоследствии Смуглой леди сонетов? Ни одного закоренелого преступника не разыскивал с таким рвением Скотланд-Ярд, с каким пытались решить эту задачу "с двумя неизвестными" Шерлоки Холмсы от литературы. Как бы ее ни звали Мэри Фиттон, Элизабет Верной, Джейн Давенант, Эмилия Бассано, Люси Морган, мы должны испытывать признательность к этой женщине, ибо общение с ней вызвало к жизни бессмертные строки сонетов (ею навеяны, возможно, и некоторые образы пьес).
Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель Она с величием, он с разумом в очах Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец.
«Чистейшей прелести чистейший образец» Чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства Мадонна
В сонете «Мадонна» А.С. Пушкин продолжает одну традицию: вслед за Франческо Петраркой (сборники «Сонеты на жизнь Мадонны Лауры» и «Сонеты на смерть Мадонны Лауры») свою героиню видит в двух ипостасях: и Девы Марии, Богоматери, перед которой преклоняется каждый христианин, и своей возлюбленной, обожествляемой им земной женщины. В своем сонете «Мадона» А.С. Пушкин рассказывает о неземной любви к земной женщине и в земном находит знаки высшей красоты.
Но для него Наталья Николаевна была не только светской красавицей, она дала Пушкину высокое и вместе с тем простое человеческое счастье, о котором так мечтал поэт.
Три поэта, три жизни, три судьбы, вылитые в стихи Эти люди, благодаря силе своего таланта, заставляют нас задумываться о том великом чувстве, которое было даровано им судьбой и которое называется любовью, которое делало их лучше, выше, чище, благороднее, душевно красивее.
Так что же ценит мировая литература в таком капризном жанре, как сонет? почтенный возраст ему почти 800 лет чистоту родословной верность традициям, строгую каноничность силуэта, гармонию формы и смысла. Поэтому и в XX веке лучшие стихотворцы оттачивали своё мастерство, создавая изящнейшие сонеты. В.Я. Брюсов так закончил свое стихотворение «Сонет». И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света. Нашли себе желанные черты. Пускай мой друг, разрезав том поэта. Упьётся в нём и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты.