ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: Рассмотреть особенности деятельности изобретателя. Рассмотрим как происходит изобретение нового; каким образом человек приходит к решению технической задачи; что движет неутомимыми изобретателями.
- творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) создаются новые принципы действия и способы воплощения этих принципов в конструкциях инженерных объектов.
Процесс изобретения.
Когда однажды, в думу погружен, Увидел Ньютон яблока паденье, Он вывел притяжения закон Из этого простого наблюденья. Байрон Дж, Дон-Жуан
Предания и легенды из жизни изобретателей и ученых пестрят необычными подсказками, приводившими к преодолению барьера: Ньютоново яблоко Ванна Архимеда
Прыгающая крышка кипящего чайника, которую наблюдал мальчик Дж.Уатт. Подсказка оказывается полезной людям, обладающим ассоциативным мышлением. Associare (лат) -соединение, связь между психическими явлениями, при которой восприятие или представление одного из них влечет за собой появление другого.
Подсказка
Характерные особенности личности изобретателя
В характерах их преобладали: Оригинальность Инициативность Упорство Колоссальная работоспособность Высокая самоорганизация Огромная впечатлительность Восприимчивость
Изобретение-искусство или работа? Стык наук, системный подход Техника развивается закономерно Есть общие приемы решения изобрета- тельских задач
Практическая работа 1 задание: Дано 5 предметов: авторучка, яблоко, шарик, карманные часы, лампочка, но только с помощью одного из них можно зажечь огонь. Как? 2 задание: Даны 2 предмета: ручка и палочка. Необходимо соединить их так, чтобы получился третий предмет. 3 задание: Даны 2 предмета (можно добавить еще).. Все много раз пользовались кисточкой. Все при этом пачкали руки из-за того, что кисточка погружалась в жидкость вместе с ручкой. Но все принимали данную ситуацию, как неизбежное зло. Чтобы с ним бороться, нужно было иначе взглянуть на привычные вещи.
Шерлок Холмс
Создание технологии. Поиск задачи Решение задачи Создание технологии
Создание технологии.
Вот как, например, удалось разрешить довольно хитроумную задачу. В 800 г. Папа Римский должен был короновать Карла Великого. Перед Карлом встала серьезная проблема. С одной стороны, надо, чтобы Папа возложил на него корону: в глазах подданных это означало бы, что Карл стал императором законно, с согласия церкви. Но, с другой нельзя было допустить, чтобы Папа возложил корону, так как это означало бы, что власть Карлу дал Папа Римский. Задача чисто изобретательская. И Карл Великий нашел правильное решение. Церемония проходила как положено. Но когда Папа поднял корону, чтобы надеть ее на Карла, тот перехватил корону и сам надел ее на себя. Полпути корона проделала в руках Папы, а полпути в руках Карла. Противоречивые требования были разделены в пространстве и во времени.
Объект изобретательства в необычной ситуации (РВС) Что произойдет, если размеры предмета, о котором идет речь в задаче, начнут уменьшаться? Или, наоборот, увеличиваться? Что произойдет, если действие, которое мы рассматриваем, будет идти все медленнее и медленнее или, наоборот, быстрее и быстрее? Как решать задачу, если ввести дополнительное условие: стоимость новой машины должна быть равна 0? Или, наоборот, машина может быть неограниченно дорогой?
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ТОЧКА КЮРИ... Красивое зрелище - покрытые пушистым снегом провода линий электропередач. Но у электриков эта красота не вызывает восторга. Снег подтаивает, превращается в лёд. Слой льда нарастает, провода растягиваются под непосильной тяжестью... и обрываются. Как бороться с таким обледенением?
ФИЗИКА - КЛЮЧ К ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИМ ЗАДАЧАМ Задача об измерении длины прыжка воднолыжника на первый взгляд кажется простой. "Это расстояние можно измерить обыкновенной рулеткой". Но ведь вода не песок и не снег. На воде не остаётся следов. Сделать в лыжах устройство, которое окрашивало бы воду чернилами". Волны от катера сейчас же сдвинут чернильное пятно...
Задание: Провести, не отрывая руки от листа, через 9 точек 4 прямых отрезка. Не проводить дважды по одной линии!