«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. В таком случае, заметят нам, педагогов еще нет, и не скоро они будут. Это очень может быть; но тем не менее положение наше справедливо (…) Педагогика находится еще не только у нас, но и везде в полном младенчестве, и такое младенчество ее очень понятно, так как многие из наук, из законов которых она должна черпать свои правила, сами еще недавно только сделались действительными науками и далеко еще не достигли своего совершеннолетия…». Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения. М. Педагогика. т 5. с 15.
«Каждая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую»
Личность – развивающаяся система отношений человека с миром, с самим собой, с другим. СамопознаниеСаморегуляция СамоопределениеСамореализация Управление воспитательным процессом как системой Модель выпускника Взаимодействие с социальными партнерами Изучение ребенка, система мониторинга воспитанности Материальные, информационные средства воспитания – оснащение, оборудование Методическая работа в образовательном учреждении, округе, городе Система школьных событий – циклограмма, интегрированность, целостность
Динамическая структура личности ( по К. Платонову) Направленностьличности ОпытОбучение Интересы, идеалы, мотивы, желания иерархия ценностей Воспитание Практически нет биологического Знания, умения, навыки, привычки Гораздо больше социального, чем биологического Упражнения Особенности психических процессов Биопсихические свойства Воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий Возрастные особенности, половые различия, темперамент Практически нет социального Гораздо больше биологического, чем социального Тренировка Подсистема личности Структура подсистемы Соотношение биологического и социального Виды развития и формирования хочу знаю, умею могу
знаю хочу умею могу хочу знаю могуумею
Структура учебно-познавательных ресурсов ребенка знаю умею могу хочу Отметка-обученность Уровень и вектор интересов, иерархия ценностей Уровень развития памяти, внимания, мышления и др. Уровень развития навыков и умений психол совм сам биол
Структура учебного успеха ученика знаю умеюмогу хочу
сентянвфев март май АК Обученность Обучаемость ОУУН ПС-Ф обученность, обучаемость ОУУН ПС-Ф обученность, обучаемость
В системе «воспитатель, учитель - ученик»: Обученность, измеряемая отметкой по предмету, дозу педагогической помощи определяет дозу педагогической помощи для данного ребенка по данному предмету; Обучаемость ученика определяет для воспитателя или учителя уровень педагогической помощи уровень педагогической помощи ; Уровень развития общеучебных навыков определяет для воспитателя или учителя выбор форм и приемов учебной деятельности ученика комфортных для него, или развивающих недостаточно сформированные навыки. Особенности психических процессов и психофизиологии, уровень развития мотивационно-волевой сферы определяет для воспитателя и учителя формы заданий, комфортные – создающие ситуацию успеха, или тренирующих эти внутренние ресурсы ученика
Мониторинг результативности учебного процесса Класс 6А Учитель Галеева Н.Л. Предмет Естествознание Уч. год 2003/ УчащиесяОбученностьОбучаемостьОУУН (мыслит.)ОУУН АК.1ч2ч3ч4ч Год.сентмартансинсрлогвывСмысл. чтение Уст речь Работ а с инф Сам. Вып. зада раб в групНавык сам контр Баньковская Лена III , ,52 -2 Баранов Валера II , , Николаев Петя III , ,5 Мершин Лева III , Рыжов Егор II , Итого (динамика) СОУ 60 67, I - 2 II - 1 III - 3 I - 1 II - 2 III % 20%
ФИ дух Р 4 III х РА хххх со ц II хххххх ПВ хххххххххх по з I ЛК х ба з ФИ дух Д 4 II I хх РА хххххх со ц II ххххх ПВ ххххххххх по з IЛК ба з
Юра и Демьян Внимание (распределение) – Юра и Демьян Кирилл, Саша, Вася, Дима, Леши Внимание (устойчивость) – Кирилл, Саша, Вася, Дима, Леши Дима, Леши Память – Дима, Леши Маша, Леши, Дима, Денис, Кирилл Ком. навыки ( монолог) – Маша, Леши, Дима, Денис, Кирилл Юра, Вася, Леша С., Денис, Дима Ком. навыки ( полилог, раб. в гр.) – Юра, Вася, Леша С., Денис, Дима Ренат, Кирилл, Саша, Демьян, Маша Орг. навыки (планир.) – Ренат, Кирилл, Саша, Демьян, Маша Витя Орг. навыки (тетр., место) – Витя Памятка для меня по подготовке к урокам
Демьян, Никита Инф. Навыки (разворачив.) – Демьян, Никита Ренат, Маша, Витя Инф. Навыки (сворачиван.) – Ренат, Маша, Витя логикаРенат, Маша, Витя Мыслит. навыки (анализ, логика, сравн.) – Ренат, Маша, Витя синтезДемьян, Никита Мыслит. навыки (анализ, синтез, сравн.) – Демьян, Никита Ренат, Кирилл, Денис, Дима, Леши Инф. навыки (смысл.чт.) – Ренат, Кирилл, Денис, Дима, Леши Памятка для меня по подготовке к урокам
Соц-дух Соц Познават Баз, эмоц Ренат Саша ЮраДемьян Вася ВитяНикита МашаКирилл ДенисДимаЛеша С.Леша К
1. Провожу педагогический анализ, заполняю матрицу 2. Провожу занятие с классом – сравниваем результаты анализа и самоанализа, выбираем развивающие виды и формы работы для каждого 3. Выписываю для себя самые западающие параметры у каждого ученика – для подготовки к урокам, группирую учеников, если есть возможность 4. Определяю для себя – как мотивировать каждого 3 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч.